Игры будущего, или Прыжок в Зазеркалье

Спустя четыре с половиной года после WorldSkills-2019 Казань стала столицей еще одного крупного международного события, которое к спорту можно отнести в большей степени, чем чемпионат рабочих профессий. С 21 февраля по 3 марта столица Татарстана приняла мультиспортивный турнир в концепции фиджитал с участием представителей 101 страны мира и призовым фондом 10 млн долларов.

Фиджитал-игры. Что это такое?

Наша красавица Казань в очередной раз стала центром притяжения внимания молодого поколения планеты, продвинутого в киберспорте и электронных играх. Многомиллионные интернет-просмотры событий, происходивших на аренах Phygital Games, и 100 тыс. зрителей, посетивших соревнования, – свидетельство того, что первые в истории Игры будущего, построенные на принципе сочетания цифрового и физического спорта, прошли с большим успехом и вновь подтвердили репутацию столицы Татарстана как города, устремленного в будущее и способного на проведение соревнований самого крупного масштаба.

Заявку на проведение первых Игр будущего Казань огласила на Международном экономическом форуме, прошедшем в Санкт-Петербурге в июне 2022 года. Наш город получил право проведения этого уникального мероприятия, выиграв конкуренцию у Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и Калуги. Вы будете удивлены, но фиджитал-спорт появился на свет в том же 2022 году, хотя, конечно, идеи соединения спорта цифрового и физического витали в воздухе и раньше, тем более что киберспорт, который создали любители видеоигр, ведет свою историю с рубежа ХХ и ХХI веков. Родиной нового спорта можно смело считать нашу страну, в которой 31 января 2023-го фиджитал стал официальным видом спорта, хотя во Всероссийский реестр попали лишь тактическое двоеборье и ритм-симулятор.

Что же представляют собой фиджитал-игры? Их главная идея – объединение двух миров – виртуального и реального. Поединок в формате фиджитал состоит из двух этапов. Сначала его участники «рубятся» друг с другом в цифровой вселенной на приставке или компьютере, а потом переходят на спортивную площадку, продолжают выяснять отношения в режиме «физического» соревнования в хоккее, баскетболе, единоборствах (в зависимости от дисциплины). Победитель матча определяется по сумме набранных очков. Отсюда и термин «фиджитал» – соединение двух английских слов: physical – физический и digital – цифровой. Двуединая цель продвижения фиджитал-игр – чтобы поклонники видеоигр и киберспорта отрывались от экрана и осваивали физические нагрузки, в то время как спортсмены совершенствовали бы свое мастерство в видеоиграх.

За два года подготовки к соревнованиям, на проведение которых было выделено 6 млрд рублей, в столице Татарстана было проведено более 10 масштабных фиджитал-турниров по баскетболу, скейтбордингу и некоторым другим дисциплинам в новом формате. Они вызвали большой интерес у зрителей, особенно у поколения Next, а заодно стали апробацией арен, некоторые впервые приняли не только фиджитал-состязания, но и спортивные соревнования вообще.

Главной площадкой Игр стал Международный выставочный центр «Казань Экспо», где прошли соревнования по фиджитал-баскетболу, футболу и скейтбордингу, MOBA (Dota 2), ритм- и танцевальному симулятору. Здесь же, на крупнейшей в Татарстане экспозиционной платформе, состоялась красочная, срежиссированная на грани реальной и виртуальной действительностей церемония открытия, ее посетили В. В. Путин и президенты Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. На «Татнефть Арене» состязались фиджи-хоккеисты, на стадионе «Трудовые резервы» провели гонки дронов, а в цирке – Битву роботов. Академия тенниса стала ареной тактических игр Лазертаг+ Warface и Standoff 2, в Иннополисе состоялись турниры по кибатлетике и спортивному программированию, а в IT-парке имени Башира Рамеева – игра «Мир танков» из категории «Стратегия». Под виртуальную велогонку и фиджитал-BMX задействовали экстрим-парк «Урам», во Дворце единоборств «Ак Барс» прошли состязания по фиджитал-единоборствам, и даже в отеле «Корстон» соревновались любители MOBA. География первых в истории Phygital Games не ограничилась территорией Казани – в Сочи на автодроме организовали фиджитал-гонки.

По названиям перечисленных дисциплин можно догадаться, что они (а их в программу вошло 21) относятся к разным категориям. Самая многочисленная – «Спорт», полностью отвечающая концепции фиджитал. Сюда вошли дисциплины, основанные на реальных видах спорта – командных (футбол, хоккей, баскетбол) и индивидуальных (единоборства, скейтбординг, автогонки). С этой категорией все ясно: участники соревнуются между собой (один на один или в командах) на консолях или приставках, а потом выходят на игровую площадку, ринг или гоночную трассу и продолжают противостояние. Сложнее обстоит с категорией «Тактика». В основе дисциплин лежит киберспорт, а точнее многопользовательские шутеры. Участники соревнуются в одной из игр, которую выбирают организаторы турнира – в Казани это были Warface и Standoff 2. А физический этап – командная военно-тактическая игра. Причем если в дисциплинах категории «Спорт» оба этапа равнозначны (очки суммируются), то в «Тактике» вес цифрового этапа выше: на казанском турнире командная безопасная игра лазертаг (с лазерным оружием и сенсорами) проводилась в плей-­офф только в случае равенства очков в видеоигре.

Самое трудное – найти физический аналог дисциплинам категории «Стратегия». Выбрали многопользовательский симулятор «Мир танков» и MOBA-игры. Сразу возникают мысли о танковом биатлоне, но в реальности этот вариант оказался таким же фантастическим, как и анонсированная руководителем проекта Игорем Столяровым новая фэнтези-игра с элементами лазертага. В итоге призовой фонд в этих дисциплинах, как и в спортивном программировании, был разыгран только в виртуальных соревнованиях. Вопрос о том, насколько отсутствие физической составляющей соответствует концепции фиджитал, остался открытым.

Кстати, об упомянутом выше спортивном программировании. Данная дисциплина, наряду с гонкой дронов, кибатлетикой и битвой роботов, вообще далека от философии фиджитал. Все эти виды объединены категорией «Технология». Они, имея мало отношения к спорту не то что физическому, но даже и к киберспорту, являются выражением достижений передовой научно-технической теории и практики.

Меня не интересовали имена победителей, голы, очки и награды. Хотелось «попробовать на вкус» неведомое сочетание спорта виртуального и реального, посмотреть на уровень организации соревнований, понять, может ли фиджитал-спорт расцветить новыми красками большой традиционный спорт, к которому мы привыкли. Неудивительно, что знакомство с состязаниями я как хоккейный комментатор начал с фиджитал-хоккея.

Хоккей: на ободах

«Татнефть Арену» узнал не сразу. Оформление зала, роскошная ложа прессы, освещение, звук, ледовая мини-площадка – антураж поразил. Матч будущего победителя турнира по фиджитал-хоккею петербургской Liga Pro Team и прибалтийской Baltic Select собрал немало известных игроков: чемпиона МХЛ в составе «Стальных Лис» Павла Здунова, вратаря сборной Латвии Эрвина Муштукова, действующего защитника ХК «Барс» Алишера Мубаракшина… В виртуальной части команды (по трое от каждой) соревновались на симуляторе NHL 2K, а затем перешли на лед. Сразу же скажу: игру на приставке (три периода по три минуты) наблюдать было интереснее – живо, динамично, с горячими комментариями ведущих. Россияне разгромили соперников с крупным счетом, и стало ясно: отыграть гандикап почти в 10 пропущенных шайб на льду – задача для латышей и эстонцев непосильная. Так в итоге и произошло, но главное, конечно, не результат. Если в первой (из трех) семиминуток реального хоккея хоккеисты еще сохраняли скорость и динамику, то во втором периоде они «подсели». Немудрено, ведь основу команд составляли ветераны из разряда «сильно за 30», некоторые уже успели обрасти небольшими животиками. То, что сойдет для Ночной лиги, неприемлемо в спорте будущего. Возможно, мне попался неудачный матч, но юные звезды Молодежной хоккейной лиги смотрелись бы в этой, бесспорно, одной из самых захватывающих дисциплин фиджитал-спорта куда органичнее. Когда после первой части противостояния хоккеисты не летают по льду, а двигаются «на ободах» (читай: со спущенными шинами или на сброшенной скорости), контраст между виртуальной и физической частью поединка бросается в глаза. А так быть не должно.

Баскетбол: стопроцентное попадание

Действо, похожее на сон: на площадке для фиджитал-баскетбола в матче 1/8 схлестнулись сильнейшие представители этой дисциплины Игр будущего из Франции и Испании. И зал, разделившись в симпатиях на две половины, вместо того чтобы освистывать спортсменов стран НАТО, неистово поддерживал спортсменов. Вот уж где нет контраста между виртуальным и физическим этапами матча, так это в фиджитал-баскетболе. При одной, но важной оговорке – когда на площадке собрались Мастера. Технологично, стильно, динамично. Причем непонятно, какая часть игры больше захватывает – виртуальная или физическая. Мне еще повезло с матчем: после схватки на симуляторе NBA (в формате 2 на 2) парижане опережали пиренейцев всего на одно очко и заруба на эффектно подсвеченном LED-паркете шла до последних мгновений 10-минутного поединка (тоже в формате 2 на 2). Правила физической части очень похожи на правила баскетбола 3 на 3, а это, между прочим, олимпийская дисциплина. Вариативность тактики, командные взаимодействия, силовые проходы под щит и меткие броски из-за дуги – игра держит в напряжении, а когда идет нарезка опасных моментов, вообще не понимаешь, в какой реальности находишься – на экранах то ли живые люди, то ли «анимационные»…

Танки без башен, или Роботы без головы

Шел на невиданную прежде в Казани диковинку с ожиданием чего-то необычного и захватывающего. Во-первых, интриговал сам выбор арены. Один из первых в Советском Союзе построенный в виде летающей тарелки, казанский цирк навевал ассоциации с римским Колизеем, соответственно роботов я представлял в виде исполинских джедаев, размахивающих мечами-кладенцами и пронзающих соперника лазерными лучами…

Все оказалось проще и одновременно сложнее. Люди-роботы встречали зрителей в фойе, симпатичная безголовая робот-собачка давала себя гладить даже против шерстки, а комбатанты под присмотром команд готовились к поединкам в ремонтной мастерской – центре и сердце этой робототехнической реальности. Приземистые, похожие на танки без башен G-Energy создаются в течение минимум года, чтобы… выиграть или проиграть свой бой в течение максимум трех минут – именно столько длится поединок. В этой сверхтехнологичной дисциплине виртуальной части поединка нет – единоборство происходит физически, правда бьются между собой инженерные мысли и стальные мускулы.

Старый цирк оснастили вполне по-современному: свет, звук, большие экраны, плексигласовый куб-ристалище, забитые трибуны «Колизея» – все на уровне. Ну а сами схватки? Год конструировать сложнейшую технологическую систему, чтобы она сгорела за несколько секунд, разлетелась на части и замерла в нелепой позе после одного удара. Нонсенс? Прагматичные люди никогда не поймут, зачем это надо. Но! Есть только миг, за него и держись, есть только миг между прошлым и будущим… К черту прагматизм, да здравствует романтика! Даже заключенная в этих стокилограммовых танках без башен или «роботах без головы». Шоу удалось на славу!

Фиджитал-единоборства: что сильнее –
джойстик или кулак?

В этой дисциплине друг против друга сходятся люди со «стальными» мускулами. Они надевают спортивную форму и в центре клетки начинают свое соперничество на приставке в игре, основной лейтмотив которой – вмешательство властительницы времени Кроники в ход событий во вселенной Mortal Kombat. После завершения виртуальной части приставка эффектно поднимается к сводам зала и бойцы с учетом набранных баллов переходят к физическому этапу. Он проводится по правилам ММА, где разрешены удары руками, ногами, локтями и коленями, болевые приемы.

Камбэки в фиджитал-единоборствах – обычное дело. Бразилец Насименто, проиграв виртуальный бой сопернику из Бахрейна со счетом 2:5, провел в клетке удушающий прием и вырвал общую победу со счетом 8:5. Боец Халк из Таджикистана забил (не гол), а своего оппонента и у экрана, и на ринге, два Дениса – Жук и Лаврик – показали достоинства отечественной школы единоборств.

Футбол: в будущее без груза прошлого

Знакомство с самым популярным видом спорта на планете в формате Игр будущего пришлось у меня на самый горячий матч группового этапа. Команда Rotor International встречалась с чилийцами, усиленными двумя бразильцами. После первого «электронного» тайма россияне вели 6:3. Отыграть фору в три мяча техничным и духовитым южноамериканцам удалось. Словно в двухматчевом кубковом противостоянии, уступив в «гостях», они отыгрались «дома» точно с таким же счетом 6:3. И слово «дома» вполне можно писать без кавычек. Шумная торcида, поддерживающая гостей, буквально гнала их на ворота волжского голкипера Фрола. Надо отдать вратарю должное: в серии пенальти именно он сделал решающий сейв, намертво взяв удар от своего чилийского визави и принеся победу «Ротору». Игра-огонь, и вроде бы праздник удался, и за фиджи-футбол мы голосуем обеими руками и даже ногами? Ан нет… Обрамление игры категорически не понравилось. Постоянные апелляции футболистов к арбитрам, многочисленные нарушения правил, некрасивые жесты в адрес противников… Увы, футбольный фанатизм и кодекс поведения игроков (вещи во многом взаимосвязанные) – та реальность, которую не хочется переносить в будущее. Понятно, что футбол не балет, но, уверен, в фиджитал-спорте нравственная сторона не должна уступать технологичной. И еще одна ложечка дегтя: один гол «Ротор» забил после того, как игрок команды локтем ударил соперника, а судьи это не увидели. Системы VAR на матче не оказалось, что меня озадачило. Видеопросмотр спорных эпизодов – реальность уже даже не в настоящем, а в прошлом, и на Играх будущего, на мой взгляд, должна быть не просмотровая «военная комната», а какой-то лазерный или «роботовый» просмотр, который никаких споров оставлять просто не может. Иначе анахронизм получается.

Итоги моих впечатлений

Игры будущего завершились красочной церемонией закрытия. Мир удивленно ахнул – фиджитал-соревнования собрали любителей цифрового и реального спорта из ста стран мира. И они, бесспорно, удались. Люди увидели, насколько технологичен может быть спорт. Мы, привыкшие к шикарной спортивной инфраструктуре Казани, открыли для себя новые площадки. Мы поняли, что сочетание киберспорта и спорта физического действительно имеет право на существование. Правда, при одном но. Если спортсмены в фиджитал-хоккее, скейтбординге или единоборствах действительно после цифрового этапа переходили к этапу физическому, то на футбольной приставке играли продвинутые геймеры, а вот по мячу били совсем другие члены команды. Имеет ли такой «фальшь-футбол» будущее? Не нарушает ли он концепт соревнований? Вопросы остались…

Сложно сказать, насколько спортивными дисциплинами можно считать и насколько отвечают концепции фиджитал чисто виртуальные соревнования в дисциплинах MOBA и «Мир танков». Не стало зрелищным и спортивное программирование. То есть какие-то дисциплины из двадцати одной останутся, какие-то, вероятно, уйдут, а что-то появится новое. Даже если Игры будущего только эксперимент, он, безусловно, положительный. Самое главное – их приняла молодежь.

Свою речь на церемонии закрытия председатель оргкомитета Игр Дмитрий Чернышенко завершил призывом: «Вперед в будущее!». Казанские Игры предложили нам всем заглянуть за горизонт, выйти за пределы традиционного, смешать реальный и виртуальный миры, прыгнуть в Зазеркалье… Уже немало для пробного шара. Покатили дальше?

Александр НОРДЕН

На главную
Яндекс.Метрика