Рустем АБЯЗОВ: «Мы часто делаем невозможное!»

Создатель и худрук Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем АБЯЗОВ отметил 65-летний юбилей.

– Рустем Юнусович, март для оркестра и всех его поклонников прошел очень бурно. Одним из главных событий стал XII Международный фестиваль L’arte del arco. Как он прошел?

– Он прошел – это главное. В последние годы мы не имеем никакой финансовой поддержки проекта и фестиваль проводим за свой счет. Тем не менее, как мне кажется, все получилось. В отличие от прошлых лет, нам наконец удалось пригласить двух европейцев – музыкантов высочайшего класса: венгерского скрипача Антала Залая и итальянского скрипача Доменико Нордио. Я очень рад, что они сумели до нас добраться. Меня особенно порадовало, что наши казанские – контрабасист Алексей Власов и виолончелист Сергей Пономарев – на их фоне не то что выглядели не хуже, нет!

В чем-то были даже интереснее. Моложе, свежее. С энтузиазмом, горящими глазами. Они совершенно потрясающе выступили! Целый вечер со скрипкой в руках провел и я. Не берусь оценивать уровень концерта, но никто не сможет отрицать, что на вечере звучала музыка, достойная королей.

– Как классике удается держать качественный и достойный уровень? Особенно в наше время превосходных степеней и не всегда требовательного отношения к делу?

– Это зависит от каждого музыканта и коллектива. Мы удерживаем очень высокую творческую планку, как мне кажется. На концерте в Набережных Челнах подходили люди и говорили: «Вы всегда разные и при этом яркие!» Музыканты нашего оркестра показывают высочайшее мастерство.

– Вы считаете себя требовательным?

– Оркестр так считает. Несколько лет назад с удивлением узнал, что меня даже побаиваются. Хотя ни с кем никогда не ругался, не повышал голос, за редким исключением, когда происходило уже что-то из ряда вон… Думаю, боятся моего косого взгляда, если сотворят что-то непозволительное для музыканта их уровня. Можно ведь с халтуринкой подойти к исполнению: ну подумаешь, не вместе, ну чуть фальшиво, а в целом ярко и хорошо. Мы себе такого не позволяем!

– Вы организовали еще один фестиваль, приуроченный к Вашему юбилею. Для чего и для кого он был придуман?

– Многие артисты свой юбилей отмечают на сцене. Это и правда лучшее место для празднования круглой даты. Не то чтобы я подвожу итоги, но во всяком случае оглядываюсь назад и пытаюсь смотреть вперед. У нас получился фестиваль, в рамках которого на сцене я существовал в разных ипостасях: как скрипач, как дирижер и как лицедей: 15 марта был скрипачом, непосредственно в день рождения 29-го дирижировал, причем произведениями, которые мне очень близки. «Просветленная ночь» Шенберга – сочинение красоты необычайной! Одно из самых, если не самое мое любимое произведение для исполнения. Когда беру первую ноту, начинаю жалеть, что через полчаса это закончится. Ну и традиционный перво­апрельский капустник, где я исполнил роль лицедея, мы не могли не провести.

– Чем, помимо главного своего проекта – оркестра, Вы сейчас заняты?

– Стараюсь больше времени проводить с семьей. Сын учится в другом городе. Но, когда он приезжает, наши банные посиделки с мужскими разговорами обязательны. Я в курсе всего, что происходит в его жизни. Дочка пока рядом. Она уже достаточно самостоятельный человечек, несмотря на свой юный возраст. Стараюсь ей помогать во всех вопросах. У жены серь­езно меняется жизнь – Юля начинает заниматься тем, к чему стремилась последние годы. Она замечательный, востребованный детский психолог и наконец открывает свой кабинет.

У меня несколько лет назад появилось хобби – «Музей советского хлама в хорошем смысле этого слова». В моей коллекции фотоаппаратов сегодня уже более 200 экспонатов. Я близок к тому, чтобы собрать все фотоаппараты, которые серийно выпускались в Советском Союзе – начиная с революции 1917 года и заканчивая распадом страны. Увлекли также народные промыслы. В моем музее я их обозначил больше 50! О каких-то мы даже не слышали и не догадывались. Мне нравится моя коллекция дореволюционных фотографий с видами Казани. Их более 200. Я испытываю трепетное отношение к тому, что на них изображено. Какие-то здания узнаваемы, что-то мы уже не застали. Недавно у меня появилось еще одно направление – награды ЦК ВЛКСМ. Их оказалось какое-то совершенно оглушительное количество! Если не могли дать денег, то всегда можно было что-то повесить на грудь. Еще люблю медали и ордена. Во-первых, они здорово сделаны. Во-вторых, у этих вещей есть судьба.

– Ваша семья приходит на каждый концерт. Вы чувствуете их поддержку?

– Для меня она, безусловно, важна. Особенно приятно, когда удостаивают внимания дети. Недавно на концерте была Ляляша. Сын бывает редко. Видимо, мы его «перекормили» в детстве. Начали брать на концерты довольно рано, причем на серьезные. Он очень музыкален, у него абсолютный слух, память – мне остается только по-хорошему завидовать. Он блестяще окончил музыкальную школу, при этом совершенно не занимаясь, принес по окончании музыкальной школы красный диплом и пока больше ни разу не притронулся к инструменту.

– Еще одни Ваши дети – студенты Казанской консерватории. Вы им тоже достаточно много времени посвящаете…

– Мне кажется, что именно эти три года, которые я веду аспирантов и студентов, позволили мне сыграть мартовский сольный концерт. Мой педагог Ирина Васильевна Бочкова говорила: «Ты сейчас играешь гораздо лучше, чем в студенчестве, потому что преподаешь». Когда ты учишь людей, учишься сам. Наверное, еще пять лет назад такой концерт я не потянул бы…

– Какие планы на ближайшее время?

– Впереди юбилей оркестра La Primavera. Первая половина сезона будет посвящена его 35-летию. Так случилось, что круглые даты у нас в один год.

Вообще, планов много. Очень хочется сделать юбилейные туры по России. Надеюсь, что в сентябре состоится поездка в Китай. Очень хочу провести очередной «Абязов-фестиваль». Продолжить нашу творческую программу «Звезды из Завтра». Не все зависит от нас, к сожалению. Правда, мы часто делаем невозможное!

Наталья ЛУКИНА
Фото предоставлено пресс-службой оркестра La Primavera

На главную
Яндекс.Метрика