Жизнь Ольги Будиной насыщена интересными творческими и общественно-политическими проектами: концерты, лекции, съемки собственного фильма, музыкальные спектакли, творческие вечера. Актриса, режиссер, продюсер, лауреат Государственной премии России активно помогает нашим бойцам СВО и уверена, что деятель искусства – не просто профессия, а прежде всего нравственная позиция.
– Ольга Александровна, как началась Ваша творческая карьера?
– В моей альма-матер – Щукинском училище – действовал негласный запрет на участие студентов, даже старшекурсников, в любых съемках, вплоть до угрозы отчисления. И, когда на четвертом курсе меня утвердили на роль Анастасии Николаевны Романовой, младшей дочери императора Николая II в фильме выдающегося режиссера Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», я не знала, чем это может закончиться.
На четвертом курсе происходят очень важные вещи, решающие судьбу будущего актера: игра в учебном театре в дипломных спектаклях и показы в театрах на предмет трудоустройства. Образно говоря, каждый студент готовится к выходу в большую жизнь, к торжественному акту смены декораций и открытию занавеса настоящего театра. У меня было целых три дипломные работы, три спектакля, в каждом из которых я исполняла одну из главных ролей. Поэтому мастер курса Марина Александровна Пантелеева очень болезненно отреагировала на мое признание о съемках, экстренно собрала курс и объявила, что Ольга Будина от нас уходит в большое кино.
– Как Ваши товарищи восприняли сообщение?
– Как гром среди ясного неба. Несколько минут тишины я восприняла, наверное, как час. И вдруг мой однокурсник громко на весь зал сказал: «Здорово, что кому-то из нас повезло. Думаю, мы должны Олю поздравить!» После чего весь разговор пошел в очень хорошем русле. Фундаментальный запрет был прорван, в качестве дополнительного бонуса сокурсницы получили три мои дипломные роли. В общем, все оказались в выигрыше, а я через месяц уехала в Прагу на студию «Баррандофф» – съемки шли в Чехии и в Санкт-Петербурге.
– Киножизнь Вас захватила полностью?
– С того первого приглашения фильмы шли практически один за другим. Потом присоединилось телевидение. Репертуарный театр не мое, мне комфортнее играть в понятной компании и понятный репертуар, который выбираю сама. Но на самом деле сложно, когда нет почвы под ногами, ты всегда в полете, все делаешь сама и отвечаешь за все тоже сама. Это можно назвать экстремальным творческим существованием: нет соцпакета, нет привычного коллектива рядом, нет постоянного графика, нет завлита, который будет по инстанциям выбивать звания и награды и так далее. Такова плата за свободу выбора. Однако я уже привыкла именно к такому образу жизни, мне так интересней! А антрепризы и партнеры у меня всегда были прекрасные: и Чехов, и Аверченко. Много сотрудничаю с филармониями разных городов, провожу творческие вечера. Вот Вы видели наш спектакль-концерт «Ромео и Джульетта» – что это за жанр? Чудо какое-то, а не жанр, ему даже названия нет, а все билеты проданы. И так уже более двадцати лет!
– «Ромео и Джульетта» – спектакль, который Вы показали в Казани, – единственный в таком «странном» жанре?
– Нет. Были и есть у меня «Снежная королева», «Белоснежка», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка». А «Ромео и Джульетта» аж в двух вариантах! Первый опыт получен в Нижнем Новгороде. Художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Нижегородской филармонии Александр Моисеевич Скульский предложил мне сделать данную постановку с музыкой Сергея Прокофьева. Получилось интересно и, как сейчас говорит молодежь, эпично. А в Казань мы привезли постановку Ксении Суетиной, родоначальницы всего проекта «Сказки с оркестром». На сцене уже не большой симфонический оркестр, а ансамбль старинной музыки «Мадригал» Московской филармонии и его художественный руководитель Александр Суетин. Музыка не Прокофьева, а произведения средневековых композиторов и… Нино Рота! Да, это потрясающее соединение. Удачное и красивое, зрители высоко оценивают. Казань стала первым гастрольным городом, затем мы показали спектакль в Екатеринбурге. Думаю, надо продолжать такого рода работу, спектакль «Ромео и Джульетта» достоин долгой творческой жизни.
– Вы много выступаете по вопросам культурного суверенитета. С какого возраста, по Вашему мнению, человек восприимчив к высокому искусству?
– С момента зачатия, и я не шучу. Сейчас не будем погружаться в озвученную тему, есть достаточное количество информации у ученых, занимающихся этим вопросом. А если говорить про родительское воспитание, то и Шекспира можно читать ребятам с детсадовского возраста, только не сами пьесы, разумеется, а адаптированные «Сказки из Шекспира», есть такая прекрасная книга. Ну и наш проект «Сказки с оркестром» изначально задуман Ксенией Суетиной для раннего вовлечения детей в мир прекрасного, в мир классической музыки, опираясь на которую наша жизнь становится намного ярче и интересней. И, конечно же, мне хочется, чтобы у нас как можно скорее началась так называемая мода быть культурным. Сегодня подростки зачастую по верхушкам что-то хватают и не погружаются никуда. Печально… Нужна «смена тренда». И наша задача – создать для молодежи возможность открыть для себя высокую культуру. А культура – всегда отражение идеологии, особенно важно понимать это сейчас, когда мир меняется необратимо.
– Что Вы имеете в виду?
– Мы живем в интересное и ответственное время, когда каждый должен определиться с идеологическим стержнем, системой личных ценностей. К сожалению, в сознании части наших сограждан разного возраста работает установка, что за деньги можно все. Эта ущербная философия должна быть побеждена. Новая идеология создается внутри человека. Воспитание правильных жизненных ценностей, умение думать вперед, думать не только о себе, мыслить государственно – то, что сегодня надо прививать детям. Молодые люди должны понимать, что нельзя за доллары или рубли купить все, да и не нужно. Но пока есть те, кто считает, что война, идущая против России, их не касается, вот с ними мы должны разговаривать, должны найти к ним ключик, должны их услышать. Действительно, наше время – очень важная эпоха, когда создается новое российское общество, но без внутренних революционных потрясений.
– Что такое патриотизм, по-Вашему мнению?
– Патриотизм – не имя существительное, а глагол, действие, направленное на преображение Родины. Настоящий гражданин ежедневно отвечает для себя самого на вопрос, что он сделал сегодня для своей страны, города, села. И что сделает завтра. Как пелось в песне моего детства: «А сегодня что для завтра сделал я?» (Песня Е. Крылатова «Прекрасное далеко» на стихи Ю. Энтина из кинофильма «Гостья из будущего». – Ред.).
Наше поле сражения – нравственность, честь и достоинство. За них сегодня идет борьба, если разобраться. Кто-то отстаивает эти императивы на поле боя на передовой, кто-то – в тылу, кто-то – за школьной парой, а кто-то – на производстве. Так проявляется любовь к Родине, благодарность жизни. Это и есть мой ответ на Ваш вопрос о патриотизме. Патриотизма нет без нравственности, чести и достоинства.
– Расскажите о том, что делаете Вы.
– Почти три года назад я начала вести телеграм-канал, на площадке которого поднимаются злободневные темы. Периодически провожу онлайн-эфиры с привлечением ученых, военных и политических деятелей. На многострадальной Белгородчине у меня появилось много друзей, и вот уже полтора года с ними мы делаем «Белгородские хроники». Прошлым летом я начала снимать фильм о наших героях, потом о героях тыла, находящихся на Белгородчине. Премьера планируется уже скоро, в конце весны 2024 года. Это будет многосерийный документальный фильм, и, надеюсь, посмотрев его, вы узнаете многое, что пока скрыто от глаз в силу разных обстоятельств. Нам нужно уметь противостоять диверсиям ЦИПсО (Центр информационно-психологических операций. – Ред.) и держать удары на информационной войне. Фильм выполняет одну из таких задач. Я надеюсь, что его будут смотреть и подростки, которые должны четко знать ответы на встающие сегодня вопросы.
– Что бы Вы хотели для себя лично?
– Чтобы как можно скорее мы отвоевали победу. Чтобы стали появляться хорошие фильмы и передачи нравственного содержания, задающие правильный вектор на решение задач народосбережения и способные поднимать дух людей. Тогда и наше общество будет преображаться в лучшую сторону, если будет видеть светлые образы и правильные, положительные модели поведения. Тогда захочется принимать в этом участие и я вернусь в профессию. Верю, что такое время не за горами!
Наталья ЭЛЛЕР
Фото предоставлено пресс-службой Татарской государственной
филармонии имени Г. Тукая