Ярко, интересно, содержательно: в Казани завершился форум-фестиваль «Науруз»

Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз» и театрально-
образовательный форум-фестиваль «Науруз» в Казани всегда ждут с нетерпением.
Зрителям, конечно, интересны спектакли, а специалистам важны, в первую очередь,
мастер-классы. Период пандемии коронавирусной инфекции показал, как нам всем
необходимы культурные мероприятия в их традиционном формате, ведь дистанционное
общение не сможет заменить живую энергетику. В этом году более сорока экспертов из
Санкт-Петербурга и Москвы собрались в Казани на VIII Международном театрально-
образовательном фестивале-форуме «Науруз».
Нынешний форум, помимо многочисленных мастер-классов по актерскому мастерству,
менеджменту, PR- технологиям, сценографии, театральной критике, пластике, режиссуре,
запомнится тремя важными событиями. Это приезд турецких коллег – Государственного
театра из Анкары с постановкой Фарида Бикчантаева «Убийство Гонзаго» и ансамбля
кружащихся дервишей из провинции Конья «Сема», гастроли Малого театра и
презентация книги «Особенности театрального менеджмента. Опыт театра им. Г. Камала».
Гастроли Малого театра стали возможны благодаря федеральной программе «Большие
гастроли» и поддержке Росконцерта. Коллектив выступал не только в Казани, но и в
Набережных Челнах на сцене Русского драматического театра «Мастеровые», и в
Альметьевске во Дворце культуры «Нефтьче». Вот всех трех городах с аншлагом прошли
спектакли «Пиковая дама» и «На всякого мудреца довольно простоты». Во время пресс-
конференции в столице Татарстана директор театра им. Г. Камала Ильфир Якупов
напомнил о том, что с Малым театром уже давно налажено успешное сотрудничество, и,
бесспорно, оно будет продолжаться и в дальнейшем.
Что касается Государственного театра из Анкары, то постановка «Убийство Гонзаго» по
пьесе современного болгарского драматурга Недялко Йорданова интересна тем, что в
качестве режиссера выступил главный режиссер ТГАТ им. Г.Камала Фарид Бикчантаев.
Он отметил, что турецкие актеры с легкостью откликались на режиссерские предложения,
всегда готовы были экспериментировать, и, хотя работа шла через переводчика, но общий
язык удавалось найти без проблем. Хотя, по признанию, Фарида Рафкатовича, российская
актерская школа отличается от турецкой, ведь, откровенно говоря, еще ничего лучше не
придумано в театральном мире, чем знаменитая система Станиславского. Но было
достаточно интересно посмотреть татарско-турецкий симбиоз на сцене.
А выступление ансамбля кружащихся дервишей из провинции Конья «Сема» — поистине
завораживающее зрелище. Кстати, коллектив уже приезжал ранее на «Науруз» в Казань.
Ритуальный танец внесен в Список объектов нематериального культурного наследия
ЮНЕСКО — каждое движение в нем отточено и несет глубокий сакральный смысл. Перед
началом выступления ансамбля «Сема» в Казани министр культуры РТ Ирада Аюпова
отметила, что ровно год назад она находилась с рабочим визитом в Турецкой Республике,
в городе Конья, где посетила Музей Мевляны — персидского поэта-суфия Джалаладдина
Руми, а также имела возможность увидеть потрясающее зрелище ансамбля кружащихся
дервишей.
А для самого коллектива театра Камала, безусловно, главным событием форума стала
презентация книги «Особенности национального театрального менеджмента. Опыт театра
им. Г. Камала», потому что изданий подобного рода еще не было. Книга подготовлена
управленческой командой Татарского академического театра им. Г. Камала —
выпускниками Высшей школы бизнеса Казанского федерального университета на
программах DBA и MBA и Президентской программы подготовки управленческих
кадров. Материалы издания дают возможность оценить преимущества и недостатки тех
или иных подходов в деле театрального управления, целесообразность их применения.

  • С чего все началось? В нашем театре есть интересная внутренняя система, — рассказал
    директор театра им. Г. Камала Ильфир Якупов, — когда к нам устраиваются на работу
    специалисты, через три года мы отправляем их на обучение по Президентской программе
    (при КФУ есть Президентская программа – годичная и трехгодичная). А еще через три
    года мы уже направляем их обучаться по программе МВА. Задаем им темы дипломных
    работ, связанных непосредственно с театром. И когда скопилось немало таких работ, мы
    подумали: а почему бы не издать книгу. Она ведь явно вызовет интерес у наших коллег.
    Тема театрального менеджмента всегда актуальна. Поэтому мы попросили специалиста по
    маркетинговым исследованиям Альфира Яруллина выступить автором — составителем
    книги. Конечно, это большой труд – и Альфира Яруллина, и команды нашего театра,
    поэтому выражаю благодарность всем, кто принимал участие в реализации проекта.
    Отдельная благодарность Министерству культуры Татарстана за возможность обучаться
    по очень эффективным образовательным программам.
  • Очень важно, что книга имеет практическое значение, — отметила первый заместитель
    министра культуры РТ Юлия Адгамова, — Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова
    всегда выступает за инновации, она говорит, что любая учеба должна быть направлена на
    результат. А результаты театра им. Г. Камала (как количественные, так и качественные)
    впечатляют. Здесь умеют заинтересовать зрителя, заставить его думать. Книга значима
    уже потому, что в ее основу легли дипломные работы представителей одного театра.
    Она, безусловно, будет востребована с учетом новых задач, которые ставит руководство
    Татарстана перед учреждениями культуры.
    Вот так ярко, насыщенно и содержательно прошел VIII Международный театрально-
    образовательный фестиваль-форум «Науруз». С нетерпением будем ждать следующего фестиваля !!!
  • Альбина Хазиева
  • фото Виталия Янчишина и пресс-службы театра им. Г. Камала
На главную
Яндекс.Метрика