И мысль, и сердце, и душа!

В Казани завершился Нуриевский фестиваль

Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева традиционно стартовал в мае. В программу нынешнего, уже 37-го по счету, вошли академические спектакли «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Корсар» А. Адана, «Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса. Два национальных балета: «Золотая Орда» и премьера сезона – «Иакинф» (оба на музыку Резеды Ахияровой) – добавили форуму эксклюзива и национального колорита. А открытие и гала-концерт вовсе стали уникальными событиями.

Откуда ты, сиртаки?

Фестиваль стартовал необычно – он открылся российской премьерой балета «Грек Зорба» на музыку Микиса Теодоракиса в хореографии Лорки (Леонида Леонидовича) Мясина. Необычно здесь то, что постановка осуществлена в 27 странах мира, а вот в России впервые состоялась в Казани. Его история связана с романом греческого писателя Никоса Казандзакиса о Зорбе – по определению хореографа-постановщика, «современном Дионисе, умеющем праздновать жизнь». В 1964 году режиссер Михалис Какояннис снял одноименный художественный фильм, где роль грека Зорбы сыграл Энтони Куинн. Именно для этого фильма композитором написана мелодия, сопровождающая танец сиртаки, – ранее она была неизвестна в Греции. Впрочем, как и сам танец: Энтони Куинн не мог из-за травмы ноги активно двигаться и прыгать, поэтому он придумал танец сиртаки, который после выхода фильма приобрел народную славу. Собственно, он же обеспечивает успех и балету, поставленному впервые Лоркой Мясиным в 1988 году в Италии, где партию Зорбы исполнил блистательный Владимир Васильев, чьи энергетика и харизма также принесли спектаклю известность. В день премьеры и открытия Нуриевского фестиваля партию Зорбы исполнил премьер Большого театра Игорь Цвирко, в роли его друга и антипода – американского путешественника Джона зрители увидели Вагнера Карвальо. Проникновенный образ молодой вдовы Марины, возлюбленной Джона, удалось создать Кристине Андреевой. А Александра Елагина в роли мадам Ортанс составила сценическую пару московскому артисту. Обе главные героини, трагически погибающие, обретают собственные голоса – Алины Шарипжановой и Эльмиры Калимуллиной. Постановка понравилась зрителю. Время покажет, приживется ли она на казанской сцене.

Цитадель академического балета

Классическому искусству танца неизменно сопутствует огромный интерес казанского зрителя. В этом году ожидаемый восторг вызвали солисты Большого и Мариинки, царившие в балетах Петра Чайковского. В партии принца Зигфрида («Лебединое озеро») публика увидела уже полюбившегося солиста главной сцены России Дмитрия Выскубенко. Его партнершей стала также солистка Большого театра техничная и темпераментная Ева Сергеенкова, приехавшая на фестиваль впервые. Сказку о спящей царевне хореографическим языком Мариуса Петипа рассказали Мария Ильюшкина (принцесса Аврора) и Тимур Аскеров (принц Дезире) из Мариинского театра, Анна Тихомирова (Фея Сирени) и Иван Сорокин (Голубая птица) из Большого, Галина Гармаш (принцесса Флорина) из Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василева. Колоритный балет А. Адана «Корсар», рожденный в прекрасную эру романтизма (премьера спектакля состоялась в 1856 году) и повествующий о пиратах, кораблекрушениях, невольницах, предательстве и, конечно же, о любви, собрал яркий интернациональный состав. Партию отважного Конрада исполнил кубинец Нильсон Пенья, представляющий Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая. Его партнершей стала коллега по театру – лиричная Малика Ельчибаева (Медора). Богдан Вербовой (раб Али) – также из Казахстана – недавно стал лауреатом сразу двух международных конкурсов: «Молодой балет мира» (Сочи) и «Гран-при надежд» (Москва), поэтому его ждали с особым интересом, который он полностью оправдал. В ролях работорговца Исаака Ланкедема и гречанки Гюльнары зрители увидели искрометного японца Шота Онодэру и техничную Ирину Сапожникову, оба – из Башкирского театра оперы и балета. В спектакле Л. Минкуса «Баядерка» на сцену вышли артисты главного музыкального театра Польши – Teatr Wielki Opera Narodowa (Варшава): Чинара Ализаде (Никия), ранее работавшая в Большом театре России, и Владимир Ярошенко, практически вся артистическая карьера которого прошла в Варшаве. Танцовщики добирались в Казань долго, через Турцию, с пересадками. Но желание выступить на авторитетном балетном форуме оказалось сильнее препятствий. Кстати, ребята признались, что в Польше сняли с репертуара все русские балеты. Жаль зрителей. Открытием фестиваля можно назвать 19-летнюю Марию Кошкареву (Большой театр), блестяще станцевавшую Гамзатти, партию непростую как в техническом, так и в драматическом плане. Кстати, молодая балерина в 2022 году удостоена I премии (младшая группа, солистки) XIV Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве. Надеемся увидеть ее на казанской сцене в будущем. «Дон Кихот» тоже был отмечен талантом, совсем недавно увенчанным лаврами: партию Базиля исполнил премьер Челябинского академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки Кубаныч Шамакеев, буквально накануне признанный лучшим танцовщиком проекта «Большой балет». Его партнершей стала солистка Венгерской государственной оперы Диана Косырева. Оба были вдохновенны, виртуозны и прекрасно дополняли друг друга – даже не верилось, что артисты познакомились лишь накануне и провели спектакль после одной совместной репетиции. Вот что значит профессионализм! Зрители щедро награждали пару бурными аплодисментами. Впрочем, овации сопровождали каждый спектакль. Гости и хозяева казанской сцены продемонстрировали высокий академический уровень, чем, безусловно, порадовали зрителя. Не случайно солист и педагог Большого театра России, заслуженный артист РФ Геннадий Янин, приехавший в эти дни в Казань, назвал Татарский театр цитаделью академического балета.

Вне времени

Завершился фестиваль двумя гала-концертами – в столицу республики впервые приехал Санкт-Петербургский академический театр балета им. Леонида Якобсона. А ведь имя Леонида Вениаминовича (1904–1975) тесно связано с балетным миром Казани, поскольку именно он стал хореографом-постановщиком первого национального балета «Шурале» на великую музыку Фарида Яруллина. Дело было так. Татарский оперный театр открылся в 1939 году, а в августе 1941-го планировалось проведение Декады татарской литературы и искусства в Москве. Решили: необходимо показать национальный балет, вот для его постановки и был направлен в наш город Леонид Якобсон. К тому времени он уже впал в немилость адептов строгого классического хореографического искусства из-за стремления к новому пластическому языку, который можно рассматривать как продолжение новаторских исканий Фокина и Нижинского. Балетмейстеру понравилась музыка, созданная молодым композитором Фаридом Яруллиным, а вот с автором либретто Ахметом Файзи Якобсон разругался, да так, что писатель подал на хореографа в суд. Но все же Якобсон изменил либретто, написанное на основе сказки Габдуллы Тукая. Этот спектакль стал новым словом в искусстве танца, обозначенным жанром «хореографический симфонизм». Генеральная репетиция прошла отлично, но на следующий день началась война… Премьера состоялась только в 1950-м году в Кировском (ныне Мариинском) театре. Якобсон и исполнители главных партий получили Сталинскую премию. К сожалению, Фарид Яруллин погиб на войне в 1943-м в возрасте 29 лет. Возможно, если бы премьера состоялась в 1941-м, он получил бы бронь и написал еще много прекрасной музыки, но история не знает сослагательного наклонения… Якобсон, работая над постановкой, проник в национальную культуру и сам проникся ею, что проявилось и в более поздних постановках. Именно это стало очевидно на гала-концерте. В первом отделении артисты театра Якобсона показали свое академическое мастерство, которое поражает: каждый жест выверен и точен, каждое движение ювелирно закончено, каждая эмоция осмыслена. Все номера, а всего их было шесть, очень разные. Каждый удивляет по-своему. На знаменитую музыку Сен-Санса Якобсон поставил фантастической красоты танец черного лебедя в исполнении Ирины Чадовой, а номер на музыку Моцарта под названием «Полет Тальони», вдохновленный образом великой итальянской балерины XIX века Марии Тальони, – это дуэт, в котором участвуют шесть артистов. Балерина Алена Гривнина появляется на сцене в полете – ее выносят переодетые в черные костюмы танцовщики, весь номер она, почти не касаясь пола, парит благодаря изощренным поддержкам. Дух воздуха, романтическая Сильфида – волшебное, завораживающее зрелище!
Во втором отделении зрители увидели миниатюры из цикла «Роден». Скульптуры великого мастера «оживают» и рассказывают каждый свою историю: о любви, нежности, радости, страдании. В миниатюрах «Вечная весна» (Виктория Ханжина, Никита Рыжов) и «Поцелуй» (Елена Чернова, Савелий Кабжан) «просвечивает» родная пластика дуэтов Сююмбике и Батыра нашего национального балета, а последняя – «Минотавр и нимфа» (Нурия Картамысова, Дмитрий Соболевский) – однозначно навеяна воспоминаниями о лесном злодее Шурале и прекрасной девушке-птице.
В третьем отделении – и вовсе прямые аллюзии. Номер «Свадебный кортеж» необычайно схож со сценой свадьбы в «Шурале»: те же шуточные пантомимы, смешные ужимки, своеобразная пластика героев, те же самоирония и драйв, с которым артисты исполняют свои роли. Вот она, настоящая современная хореография, в которой есть все: и мысль, и сердце, и душа!
Фестиваль показал, что казанский балет развивается и, оставаясь академическим, бережно сохраняя традиции классического наследия, аккуратно и взвешенно вплетает современную хореографию, поднимает национальный балет, воспитывает зрителя. На днях в Москве состоялась ХХХ церемония вручения приза «Душа танца», учрежденного журналом «Балет». Одним из лауреатов авторитетной награды стал Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева в Казани.
Поздравляем!


Марина ГОРШКОВА
фото Виталий Янчишин

«Грек Зорба»

«Грек Зорба»

«Грек Зорба»

«Грек Зорба»

«Грек Зорба»

«Баядерка»

«Дон Кихот»

«Корсар»

«Лебединое озеро»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

«Театр балета имени Л. Якобсона»

На главную
Яндекс.Метрика