Город имени Петра, или Любовь с каждого взгляда

Петрозаводск зацепил меня сразу, как я его увидел. Год назад наш четырехпалубный «Виссарион Белинский» во время путешествия из Москвы в Санкт-Петербург целый день стоял у причала города на побережье Онежского озера, а в минувшем сентябре после посещения Кижей мы даже ночевали в столице Карелии на красавце лайнере «Санкт-Петербург». Нового свидания с единственным городом в России, названным в честь Петра I, я ждал одновременно с приятным волнением и с сомнением: не разочаруюсь ли? не были ли обманчивы первые впечатления?..

Слава богу, новое восприятие небольшого (менее 250 тыс. жителей) города, живописно раскинувшегося на берегах Петрозаводской губы Онежского озера и растянувшегося вдоль побережья на более чем 20 км, оказалось еще радостнее – пожалуй, последнее такое чувство «мой город» было у меня лет 15 тому назад, когда я открыл для себя Таганрог Антона Павловича Чехова и Фаины Георгиевны Раневской. Да, так бывает – это мое, это любовь с первого взгляда. В случае с Петрозаводском со второго уж точно.

Город этот – ровесник Санкт-Петербурга: Петр Великий в 1703 году повелел открыть на месте впадения речки Лососинки в Онегу «железоплавильный» завод, продукция которого (пушки, ружья, ядра) помогла его армии одержать победу в Северной войне. Война кончилась, в таком количестве вооружений нужда отпала, и завод закрыли, но вскоре, в 1773-м, на месте Петровского открыли новый металлургический завод, который назвали Александровским, а Петровскую слободу переименовали в Петрозаводск и присвоили статус города.

Второй после Петра I знаменитый россиянин, биография которого связана с онежским городом, – наш земляк Гавриил Романович Державин. Когда Петрозаводск стал центром Олонецкого наместничества, наставник Пушкина по Царскосельскому лицею был назначен туда губернатором. За годы нахождения у власти (1784–1785 гг.) «старик Державин» провел реформу, сформировал административные, финансовые и судебные учреждения, ввел в действие первое в губернии общегражданское лечебное заведение – казенную больницу и аптеку, был инициатором уточнения русско-шведской границы и составления планов уездных городов и карты Олонецкого наместничества. Повлияли годы пребывания на Русском Севере и на творчество поэта – образы Карелии вдохновили на стихотворения «Буря», «Лебедь», «На Счастие», «Водопад». В Петрозаводске хранят память о пребывании «благословившего» Пушкина литератора – в украшенном цветами Губернаторском саду центральное место занимает памятник Державину на постаменте из красного гранита, а в районе Зарека есть улица, названная его именем. Кстати, об этом камне – одном из главных строительных материалов Карелии: красный гранит, а точнее малиновый шокшинский кварцит в 1847 году был подарен Николаем I французскому правительству и пошел на изготовление гробницы Наполеона в Доме инвалидов. Многие здания в столице Карелии облицованы кварцитом и мрамором, который добывали в Рускеале, он тоже имеет знаменитую историю – его использовали в декорировании Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Завершить разговор о природных богатствах карельской земли следовало бы напротив здания Петрозаводского госуниверситета – здесь расположен фонтан и памятник «Молекула фуллерена». Автор этой оригинальной композиции назвал ее так не случайно – молекулярное соединение «фуллерен» было обнаружено в уникальном целебном минерале шунгит, который добывается только в этой республике. На заметку путешественнику: косметика на основе шунгита, которую я второй год подряд привожу из Петрозаводска, вызывает восторг у моих женщин.

Вот я упомянул памятник Державину, памятник фуллерену и скажу, что Петрозаводск – город памятников. От классических бюстов и монументов в ростовую величину до авангардных изваяний типа той же молекулы, от модернистских «скульптур» городов-побратимов на набережной и до композиций из железных конструкций, изображающих гигантских насекомых в галерее промышленной истории на территории Александровского завода. Мне запомнилась огромная… рогатка, роль «резинки» отведена цепи, а снарядом служит огромный камень. Установлен сей арт-объект на зеленом берегу Лососинки, и автор его, Игорь Монахов, ласково назвал свое произведение «Забава», хотя прилети кому этот валун из такой пращи, забавой точно не покажется.

Главный и самый стильный памятник Петрозаводска, конечно, посвящен основателю города – Петру Алексеевичу Романову. Он находится в Петровском сквере, в начале полуторакилометровой красивой Онежской набережной и был открыт 29 июня 1873 года к 100-летию со дня запуска Александровского завода. Авторы – скульптор Иван Шредер и архитектор Ипполит Монигетти – изваяли лучшего (на мой взгляд) Петра из всех установленных, по крайней мере в России. Элегантный и «дышащий» всеми своими чертами бронзовый император в военном мундире рукой указывает на устье Лососинки, а надпись на пьедестале из сердобольского (сортавальского) гранита гласит: «Императору Петру Великому, основателю Петрозаводска». Ну а поднявшись на сопку от монумента Петра, попадаешь на площадь Кирова, в центре ее – памятник Сергею Мироновичу Кирову, никогда в этом городе не бывавшему, но приложившему руку к промышленному развитию Севера. Интересна судьба семиметрового (вместе с постаментом) монумента скульптора Матвея Манизера. Он установлен в 1936 году, в годы финской оккупации служил мишенью для вражеских снайперов, был вывезен в Финляндию, а когда после войны возвращен, то на его месте уже с 1945-го стоял дубликат, изготовленный на ленинградском заводе «Монументскульптура». В итоге на площади Кирова в столице Карелии стоит «клон» памятника, а аутентичная скульптура установлена на территории гостиницы в городе с нежным названием Медвежьегорск.

Главная улица Петрозаводска – проспект Ленина, а главная площадь – Кирова. Ее еще можно назвать площадью Искусств. Судите сами: здесь расположен Музыкальный театр, построенный в 1955 году на месте Кафедрального собора, музей «Кантеле», названный в честь национального карельского струнно-щипкового инструмента, Музей изобразительных искусств с великолепной современной экспозицией корневого финно-карельского поэтического эпоса «Калевала», а примыкает к площади мультифункциональный комплекс, в котором расположены сразу два театра – Государственный национальный и Театр кукол Республики Карелия.

Здания музея «Кантеле» и Музея изобразительных искусств – красивые исторические особняки. В последнем из них в XIX веке размещалась Олонецкая губернская мужская гимназия, которую окончили многие выдающиеся деятели отечественной культуры, искусства и науки. Например, популярнейший поэт первой половины позапрошлого столетия Владимир Бенедиктов, стихотворения которого А. С. Пушкин публиковал в своем «Современнике», сказав ему при первой встрече: «У вас удивительная рифма – ни у кого нет таких рифм». После отмены крепостного права в Олонецкую губернию приехал крупнейший в крае владелец крестьян Дмитрий Васильевич Поленов – отец знаменитого художника Василия Дмитриевича Поленова. Будущий автор «Московского дворика» и «Христоса и грешницы» учился в гимназии в 1861–1863 годы – памятная доска об этом факте на здании изомузея соседствует с еще одной, свидетельствующей о том, что выпускником учебного заведения был и Филипп Фортунатов – выдающийся языковед, основатель московской лингвистической школы.

В Петрозаводске сильно ощущается финно-карельский элемент. Не всегда наши отношения с северным соседом были «добрососедскими» – достаточно вспомнить позорную Зимнюю войну 1939–1940 годов или финскую оккупацию столицы Карельской АССР, продолжавшуюся с 1941 по 1944 год, – весь этот период в городе действовало семь концентрационных лагерей и четыре лагеря для военнопленных, в них помещали лиц исключительно славянского происхождения. Но времена (хотя и сейчас непростые) меняются, права карельского меньшинства соблюдаются неукоснительно, и мы гуляем по улицам, названия которых написаны на русском и карельском языках, смотрим спектакли на языке, очень близком к финскому, но все же отличающемся от последнего фонетически, лакомимся карельской ухой каларуокой, «весенней рыбкой» кевяткалой и знаменитыми калитками – пирожками из ржаной муки, начиненными картофельным пюре, лососем или брусникой. В Центре культуры «Петровский», открытом только в этом году в бывшем ресторане местных специалитетов, я с удовольствием послушал игру на кантеле, полакомился калитками, посетил выставку золотного шитья и мастер-классы по ткачеству, гончарному ремеслу и изготовлению кукол-оберегов.

Гуляя по тихому, зеленому и чистому Петрозаводску, я все время терялся в догадках: где я нахожусь? Деревянные домики на проспекте Ленина – образцы северного модерна начала ХХ века, впитавшего в себя черты финского национального романтизма, и арт-объект «Дерево желаний» (живая сосна, обтянутая стеклотканью) на набережной создают впечатление, что пересек границу с северным соседом. Многочисленные трех- и четырехэтажные строения архитектуры сталинской эпохи и бесформенные строительные «шедевры» эпохи застоя очень похожи на виды Эрфурта, Йены и других городов ГДР. Голубая же поверхность озера, проглядывающая в проемы между улицами, спускающимися к набережной, создавала твердое убеждение, что я в типичном советском приморском городке.

Все дороги в Карелии ведут к… нет, не к храму (большинство культовых объектов уничтожены в годы советской власти и войны), а к Онежской набережной. На ней, длинной, широкой, органически вписавшейся в естественный зеленый ландшафт садово-парковой зоны, много воды, свежего воздуха, памятников, включая знаменитые пушки петровских времен, лавочек, чаек и художников – все непременные атрибуты зон променада приморских городов. А есть и то, что роднит эту любимую зону прогулок горожан и гостей Петрозаводска с волжскими набережными: скажем, облюбованная молодоженами ротонда – просто копия знаменитой «беседки Островского» в Костроме и беседки на набережной Ярославля. И все-таки назову набережную «храмом» – это храм здорового образа жизни. Мы привыкли к тому, что почти в каждом российском городском саду согласно современному тренду создают «зону активности» с парой-тройкой тренажеров, качелями и шведской стенкой. Но убрать приносящую большой доход 200-метровую площадку шашлычных, кофеен, кальянных и на всю эту длину разбить бесплатный фитнес-парк для всех желающих с десятками тренажеров разных видов и мастей – от розовых для девушек до агрегатов для военных и боксеров – догадаться смогли только в столице северной республики.

На этой набережной невозможно не влюбиться в водные просторы. В нескольких десятках метров от нее – речной вокзал, откуда на «метеоре» можно отправиться в самое раскрученное место Карелии – историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Можно просто безмятежно прогуливаться и кормить прожорливых чаек. Можно заказать портрет у местных художников. А перед отъездом – обязательно бросить в покрытую солнечными бликами холодную воду озера монетку. Чтобы вернуться сюда еще раз. И снова влюбиться в Петрозаводск…

Александр НОРДЕН
Фото автора

На главную
Яндекс.Метрика