Почти Фаустовская история в формате русской музыкальной сказки

На сцене Большого концертного зала имени С. Сайдашева проходит первый фестиваль камерной музыки «Эпоха традиций», где музыканты Татарского театра оперы и балета «вышли из тени» оркестровой ямы, демонстрируя разные грани исполнительского искусства.

Инициатор и художественный руководитель проекта – виолончелист, концертмейстер оркестра Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Сергей Пономарев. Проект осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры Республики Татарстан и включает четыре концерта, три лекции и два мастер-класса.

В ноябре на концерте «Мистерия барокко» прозвучали произведения И. С. Баха, Г. Перселла, О. Лассо, А. Вивальди, Г. Аллегри и других композиторов ХVII века. В концерте приняли участие приглашенные исполнители Лада Лабзина (орган) и Виталий Харисов (лютня). В декабре в программе «Сказка ложь, да в ней намек» перед зрителем предстали сказочные сочинения отечественных композиторов Олега Облова и Игоря Стравинского.

Сюита «Сказочные образы» Олега Облова написана для брасс квинтета – ансамбля из медных музыкальных инструментов: трубы, валторны, тромбона и тубы. Несмотря на красочность и образность музыки, сочинение нечасто можно услышать в концертных залах. В этот вечер также прозвучала редко исполняемая «История солдата» Игоря Стравинского. Философская притча об искушении солдата чертом, его выборе и расплате, основана на русских сказках, опубликованных в XIX веке известным собирателем фольклора Александром Афанасьевым: бедный солдат продает черту душу, воплощенную в скрипке, за книгу, позволяющую предсказывать будущее. С этого начинаются злоключения героя, ведь, заключив сделку, он, как ни старается, уже не может ее расторгнуть.

Написанное более 100 лет назад музыкально-сценическое произведение «Сказка о беглом солдате и черте, играемая, читаемая и танцуемая», а именно таково полное авторское название, изначально предполагало синтетичность. Организаторы фестиваля предложили собственную интерпретацию. О приключениях солдата вместе с музыкантами рассказал народный артист Республики Татарстан Роман Ерыгин, а мастер песочной анимации Ляля Явкина  иллюстрировала сюжетную линию рисунками на песке.

«Это мрачная история, потому что она заканчивается тем, что человек уходит за чертом, — считает Роман Ерыгин. —  Текст непростой.  Потому что слова не главное. Это музыкальное произведение, и здесь главное — музыка. А она просто завораживает. Когда виртуозы играют, я боюсь заслушаться и пропустить свои реплики, но, к счастью, есть дирижер, он не позволит промахнуться».

Музыка Игоря Стравинского, технически сложная, но невероятно эмоциональная и экспрессивная. По мнению контрабасиста Алексея Власова, она «всегда свежая и, несмотря на напряжение, которое испытывают музыканты во время исполнения, это в то же время большое удовольствие». Настроение творческой команды под управлением дирижера Ильназа Дудкина передалось и в зрительный зал, порождая череду философских образов и размышлений о смысле бытия.

Фестиваль продолжится программой «Торжество света»: 20 января 2025 года на сцене Большого концертного зала имени С. Сайдашева прозвучат сочинения французских композиторов-импрессионистов. Исполнение музыкальных произведений будет сопровождаться живописью на воде в технике эрбу (мастер Анастасия Хрипатова) и хореографией в исполнении солистов ТАГТОиБ им. М. Джалиля – Аманды Гомес и Михаила Тимаева. А заключительный концерт «Искры современности» пройдет 2 февраля 2025 года и будет посвящен современной камерной музыке. В программе – произведения Э. Витакера, Э. Низамова, Й. Видманна, П. Карманова и Л. Десятникова.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Эпоха традиций»

На главную
Яндекс.Метрика