Рустем НАСИБУЛЛИН:
«Последнее чемпионство – самое тяжелое»

Рустем НАСИБУЛЛИН и Раис РТ Рустам МИННИХАНОВ

В октябре женский клуб «Ак Барс – Динамо» в четвертый раз завоевал звание чемпионов России. Мы встретились с директором клуба Рустемом НАСИБУЛЛИНЫМ и поговорили о водном поло, летнем хоккее и не только.

– Рустем Ильхамович, Ваше прошлое как спортсмена связано с водным поло. Почему именно этот спорт?

– В бассейн «Оргсинтез» меня привел папа, он был ватерполистом, мастером спорта. Мне понравилось, я начал заниматься. Тренировки были два раза в день: первая – в шесть утра (папа будил меня в 4:30, и мы уезжали на тренировку). Потом я шел в школу, а в 15:30 начиналась вторая тренировка.

– Сколько лет Вам было и кто был первым тренером?

– Семь. Первый наставник – Владислав Семенович Денисов. Он, к слову, и первый тренер моего отца. Занимался я и у легендарного Валерия Алексеевича Лелюха. Сначала тренировались три раза в неделю, затем каждый день. Ну а когда пошли поездки на соревнования, стало уже не до школы – экзамены в 11-м классе я сдавал, можно сказать, индивидуально. А потом, пройдя через все возрасты – от детско-юношеского до молодежного, – я пришел во взрослую команду «Синтез». В 2005-м получил звание мастера спорта. На уровне мастеров поиграл до 2007 года, а потом из-за травмы решил закончить.

– В те времена детско-юношеское водное поло было более популярно, чем сейчас?

– Как раз наоборот. Сейчас в секции больше ребят. Во всяком случае, у нас в Казани.

– Водное поло – очень жесткий, даже жестокий вид спорта, борьбу в котором зрители не видят, потому что она происходит под водой…

– Действительно, маневры (назову это так) происходят под водой. Ногами и руками все орудуют. Нас всегда учили: никогда голову под воду не опускать, потому что локтем может прилететь в зубы, в лицо.

– Из-за этого и судьям работать нелегко – они же видят только «надводную» игру и борьбу?

– Ну судьи-то преимущественно высококвалифицированные, например наш Андрей Александрович Афанасьев – сколько он олимпиад отсудил, судья международной категории.

– Какие-то трагические моменты случались?

– Когда я пришел в «Синтез», костяк команды уже сложился. За все время работы самый драматичный эпизод произошел, когда мы в сентябре полетели на сборы в Болгарию и на одной из последних тренировок погиб нападающий клуба и сборной России Владислав Тимаков. Он просто ушел под воду – остановилось сердце. Прекрасный был ватерполист. Это произошло прямо перед первым туром чемпионата страны, который мы должны были играть в Волгограде.

– Карьера на высшем уровне оказалась недолгой, но Вы успели с «Синтезом» познать вкус побед.

– Да, стал обладателем Кубка России, серебряным и бронзовым призером чемпионата России, серебряным финалистом второго по значимости европейского турнира – LEN Trophy. Но травма, грыжа – в итоге с водным поло я закончил и ушел в армию.

– Амплуа какое было?

– Подвижный нападающий.

– Вы ведь учились в педуниверситете?

– Поступил в 2002 году, когда уже выступал за «Синтез». Окончил факультет физвоспитания, деканом у меня был легендарный Ринат Абзалович Абзалов, здоровья ему большого! Я по диплому преподаватель физического воспитания. Есть и второе высшее – в 2014-м окончил Академию социального образования. По специальности не работал, пробовал себя в разных сферах деятельности, но меня всегда тянуло к спорту. А в 2015-м мы с отцом присутствовали на матчах чемпионата России в бассейне «Оргсинтеза» и мне предложили работу в клубе. Так я получил назначение на должность директора ватерпольного клуба «Синтез». Тогда президентом клуба был Гайфутдин Гилазович Шайхиев, заместитель генерального директора ПАО «Оргсинтез».

– Вы были директором «Синтеза» в 2015–2018 годах. «Золота» при вас взять не удалось. Помню одно интервью с Гайфутдином Гилазовичем, в котором он так говорил: «Еще один сезон без «золота» – и я уйду в отставку…»

– Очень силен был в те годы волгоградский «ЛУКОЙЛ-Спартак». «Серебро» мы брали регулярно, в сезоне 2015/16 играли в финале LEN Trophy, а в 2018-м завоевали второй в истории Суперкубок России – Кубок адмирала Федора Ушакова.

– А легионеры в «Синтезе» были?

– Когда я был игроком, у нас была знаменитая балканская тройка – сербы Деян Савич, Данило Икодинович и черногорец Владимир Гойкович. Отличные игроки, абсолютно единые с нами по менталитету и духу, никакой обособленности. Савич вообще ко мне относился как к своему ребенку. Это великий спортсмен, трехкратный призер Олимпийских игр, чемпион мира, потом стал сильным тренером, у нас в Казани в 2015-м со сборной Сербии победил на чемпионате мира. В 2016-м и 2020-м приводил сборную к олимпийскому золоту. А когда я в клуб пришел как директор, иностранцев не было, но потом пригласили Мехди Марзуки – первого француза в российском водном поло. Он был мусульманином, верующим, соблюдал все обряды, сами понимаете, приходилось это все учитывать в работе. Игрок был хороший и парень неплохой.

– В чем заключался Ваш функционал в качестве директора клуба?

– Как во всякой организации – бюджетирование, административно-хозяйственная работа. У меня было два помощника. А для подбора игроков собирались все вместе с главным тренером, хотя окончательное решение о том, какой кандидат нужен команде, оставалось за наставником, а мы решали вопросы по приглашению и контракту. При мне главным тренером сначала был Владимир Федорин, а закончили мы с Андреем Белофастовым, знаменитым ватерполистом, бронзовым призером Олимпиады-1992, нынешним тренером мужской сборной России…

– Вы выезжали с командой на игры и по России, и за рубеж. Как наша инфраструктура в сравнении с другими российскими бассейнами?

– Когда я стал работать в клубе в Казани, проходил чемпионат мира по водным видам спорта. Отработали на нем вместе с Министерством спорта, все прошло на достойном уровне. База спортивных объектов в Казани уже тогда, до Универсиады, считалась одной из лучших в стране, на уровне мировых стандартов. Ну тогда и в Москве, и в Петербурге, и в Волгограде все было на приличном уровне.

– А в других городах много болельщиков приходило на игры?

– На водное поло везде, как и у нас, приходят в основном свои – занимающиеся в секциях, их родители, бывшие спортсмены, ветераны. Особо много зрителей наблюдал в Волгограде – там кроме футбольного «Ротора» и гандбольного «Каустика» и не было других команд. При Глинянове «ЛУКОЙЛ-Спартак» здорово играл (Александр Глинянов – заслуженный тренер России, с 1993-го по 2005-й – главный тренер волгоградской команды «ЛУКОЙЛ-Спартак», которая при нем четыре раза завоевывала золото чемпионата России, шесть раз – Кубок России, Еврокубок, играла в финале Кубка европейских чемпионов. – Ред.).

– При Вас «Синтез» участвовал и в международных соревнованиях?

– Регулярно выступали в LEN Trophy.

– А как за границей с популярностью этого интересного вида спорта?

– Очень большая в Черногории, Хорватии, Италии. В Италии вообще все с ума сходят. Мы играли в финале с «Брешией», такой ажиотаж был! В первом матче на их воде проиграли крупно и дома отыграться не смогли, стали серебряными призерами.

– Бассейны там везде под крышей или открытые?

– Когда мы ездили на сборы, то тренировались в основном в закрытых. В Черногории только занимались в открытом бассейне. На открытой воде иногда участвовали в официальных матчах, например в Португалии.

– А как спортсменам удобнее? Где им легче дышится, плывется?

– На открытой воде надо чувствовать скорость ветра – он может повлиять на полет мяча. Знаменитый клуб «Про Рекко» все матчи «Финала 8-ми» проводит на открытой воде. У нас в Казани в 2015-м для соревнований по водному поло был построен сборный открытый бассейн между Дворцом водных видов спорта и «Ак Барс Ареной».

– Вы работали в «Синтезе» до 2018 года и затем перешли в «Ак Барс – Динамо» – женский клуб по хоккею на траве?

– Около полугода прошло между двумя работами – в 2019-м занял должность директора хоккейного клуба, так что в 2025-м у меня первый скромный юбилей.

– И первый Ваш год в клубе оказался «золотым»!

– Да, первый в своей истории титул команда, она еще называлась «Динамо-ГАП», завоевала в 2018-м, а на следующий год повторила это достижение. В тот год мы вообще отличились на всех фронтах – в апреле взяли Кубок и Суперкубок России, а осенью – чемпионат.

– Потом первенство перешло к «Динамо-Электростали», и следующий раз казанское «Ак Барс – Динамо» поднялось на верхнюю ступень пьедестала в 2022-м. И вот в этом октябре в четвертый раз вы стали чемпионами России, обогнав по количеству титулов своих основных конкурентов.

– Нынешнее чемпионство оказалось самым тяжелым, во всяком случае из тех, которые достигнуты при мне. В первом круге мы проиграли в Электростали и почти весь сезон находились в роли догоняющих. У них совершенно другое поле и не только по цвету – когда мы завершали на нем сезон в матчах плей-офф, это сказалось – играть там непривычно и тяжело. Сама «Электросталь» один из трех полуфинальных матчей с командой «Восток» играла, можно сказать, под снегом – шел снег, и девчонки падали…Там было так: кто приноровился к погоде, тот и выиграл. Был один сезон, когда мы с начала первенства вели шесть очков, потом «Электросталь» взяла у нас две игры у себя дома, сравнялась с нами и, победив на нашем поле, стала чемпионом. В 2022-м мы вернули себе титул, победив главного соперника в решающем матче в Волгодонске (на общем туре) в серии буллитов. А на этот раз мы в начале чемпионата дважды им проиграли, все время отставали в таблице и только за тур до финиша «регулярки» вырвали две победы в очных встречах и заняли первое место по итогам гладкого этапа. Такова была наша цель: выйти в плей-офф на более легкого соперника. И мы получили в полуфинале «Дончанку», а более сильный «Восток», как показали дальнейшие события, оказался сложным и непредсказуемым и уступил свою серию с «динамовками» из Подмосковья только в третьем поединке. Москвички не подарок для любого соперника, на одну игру они всегда могут зарядиться как следует, что они и продемонстрировали против «Электростали». После изнурительной полуфинальной серии «Электростали» с «Востоком» мы, имея более слабого соперника и лишний день отдыха, были уверены, что соперник по финалу подустал и мы его одолеем. Но оказалось наоборот: первую финальную встречу мы проиграли в основное время, и потом пришлось добывать титул двумя победами по буллитам. И во второй встрече прошли три круга буллитов – настоящая лотерея и нервотрепка.

– А корректно сопоставить нагрузки, которые дают спортсменам в водном поле и хоккее на траве? Водное поло называют вообще каким-то «лошадиным» спортом по объему работы на тренировках и интенсивности в игре.

– В водном поло задействованы все группы мышц, в хоккее в основном ноги, главное – беговая выносливость.

– Но в вашем хоккее мяч как каменный: прилетит – мало не покажется.

– В водном поло мне нос мячом ломали, а Деян Савич бросал – штанги трещали и звенели.

– Ну а вообще, два этих вида можно сравнить?

– Хоккей на траве уместнее сравнивать с хоккеем с мячом, известным еще как бенди. Количество игроков на поле, его размеры, тактические моменты.

– С мужской командой «Динамо – Ак Барс» – 22-кратным чемпионом России – у Вас какие отношения?

– Самые теплые. Девочки болеют за парней, ходят на их матчи и наоборот. Араик Арташович Маргарян, главный тренер «Динамо – Ак Барс», часто дает советы, настраивал девушек перед решающими играми. Мы же все – «динамовская» семья, без взаимной поддержки никак.

– Что для Вас принципиально изменилось, когда Вы из одного клуба перешли в другой на аналогичную должность директора клуба?

– Ничего, только ватерпольный клуб был мужским, а хоккейный, где я работаю, – женский. А функционал один и тот же.

– Наверное, особенности работы с мужчинами и женщинами больше чувствуют тренеры?

– Об этом их надо спрашивать. Хотя специалисты могут быть успешны и в работе со спортсменами обоих полов. Например, Андрей Белофастов, который возглавлял «Синтез» в годы моей работы в клубе, в качестве наставника женской сборной России привел ее к бронзовым олимпийским медалям, а сейчас является главным тренером мужской национальной команды.

– Переход в клуб по хоккею на траве дался Вам легко?

– Да. В первый же год мы во второй раз подряд взяли золото. Коллектив, который я здесь встретил, был хорошим, сплоченным, игроки – квалифицированными, главный тренер Валентина Андреевна Апельганец – очень сильный специалист, доказавшая свой высочайший уровень предыдущей работой с нижегородской «Волга-Телеком», которую она сделала командой-династией. Никаких проблем не возникало за эти пять лет.

– Что в «Синтезе», что в «Ак Барс – Динамо» административные штаты небольшие. Приходится, наверное, совмещать разные функции?

– Конечно. Иногда и на почту надо сходить или девочкам за цветами съездить, чтобы с днем рождения поздравить. Это для меня как директора совершенно не зазорно, лишь бы шло на пользу общему делу. Кстати, возвращаясь к теме легионеров, скажу, что в «Ак Барс – Динамо» у нас была аргентинка Ромина Кармази, с ней работать было одно удовольствие: и игрок замечательный, и веселая, дружелюбная, общительная, всегда на позитиве.

– В Казани немало клубов созданы под эгидой общества «Динамо», и почти все на первых ролях в России. Это накладывает дополнительную ответственность – представлять прославленное спортивное общество?

– Конечно. Мы ощущаем постоянные внимание и поддержку со стороны руководства республики, председателя ОГО ФСО «Динамо» Республики Татарстан Асгата Ахметовича Сафарова, его первого заместителя Салавата Гавриловича Гайсина. Не было бы этой заботы – не было бы и нас. Часто наши решающие матчи посещает первый заместитель министра спорта Халил Хамитович Шайхутдинов. А министр спорта Владимир Александрович Леонов занимался водным поло. Он вместе с нынешним главным тренером «Синтеза» Евгением Ярощуком по детским и юношеским возрастам играл.

– Встречаю Вас на разных спортивных мероприятиях. Как понимаю, Вы – болельщик?

– Сколько себя помню, всегда болел за «Ак Барс». Папа водил меня еще в старый Дворец спорта. Сейчас пореже хожу на хоккей, только когда есть время, но за игрой команды продолжаю следить. Не особо понимаю регби, но «Стрела – Ак Барс» – молодцы, стали в этом сезоне вице-чемпионами России.

– Почему Казань называют спортивной столицей России? Ведь нельзя сказать, что у нас очень много болельщиков, в этом сезоне аншлаги только на «Ак Барсе».

– Вы правы, у нас построили много объектов спортивной инфраструктуры, и мы знаем, по какой причине, с какими крупными событиями это связано. Но трибуны зияют проплешинами. Мы все время думаем, как привлечь болельщиков на хоккей на траве.

– Вид спорта интересный, с древней историей, олимпийский. Необходимо популяризировать его. У вас ведь много интересного, например пробитие послематчевых буллитов – это просто треш в хорошем смысле слова, ни в одной другой игре такого и близко нет.

– Согласен с Вами. Во-первых, матчи надо проводить не в рабочее время, а в пятницу вечером и выходные, а то игры часто ставят по будням, в дневное время. А вообще, конечно, Вы правы, проблема существует и большая.

– Вы не посматриваете в сторону команды Маргаряна – 22 титула – пример для сравнения? Тем более что Валентина Апельганец с нижегородской «Волгой-Телеком» с 2003-го по 2009-й семь лет подряд завоевывала золотые медали.

– Мужчины, конечно, молодцы, герои. Наша цель – становиться чемпионом России в каждом сезоне, и на решение этой задачи настроена вся работа клуба. Считаю, что все у нас есть: опытный и умеющий побеждать наставник, чемпионская команда, костяк которой остается, подпитка в виде молодых воспитанниц своей школы (сестры Захарины, к примеру). Так что будем побеждать!

Беседовал Александр НОРДЕН
Фото из архива Рустема НАСИБУЛЛИНА и Виталия ЯНЧИШИНА

Насибуллин Рустем Ильхамович родился 25 октября 1985 года. Мастер спорта России по водному поло. Серебряный и бронзовый призер чемпионата России, обладатель Кубка России, финалист Еврокубка в составе «Синтеза» (Казань). Образование – высшее, окончил Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет и Академию социального образования. В 2015–2018 годы директор ватерпольного клуба «Синтез». С 2019-го по настоящее время директор клуба по хоккею на траве «Ак Барс – Динамо». Заслуженный работник физической культуры Республики Татарстан. Награжден медалью «За доблестный труд».

На главную

Оставьте первый комментарий для "Рустем НАСИБУЛЛИН:
«Последнее чемпионство – самое тяжелое»"

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика