Наш собеседник – Вадим ДУЛАТ-АЛЕЕВ, ректор Казанской консерватории, – полагает, что миссия современного профессионального музыкального образования существенно отличается от эпохи XIX века, но есть и вечные ценности.
– Вадим Робертович, высшему музыкальному образованию в России уже более сотни лет и, наверное, методики обучения стали другими?
– Здравый смысл говорит, что за полтора века, а примерно столько прошло времени с основания первых российских консерваторий – Петербургской и Московской, ситуация не могла не измениться. В то время на сценах театров и концертных площадках классика не знала конкуренции. Сегодня жизнь иная. Появилось множество стилей, по-своему интересных, пользующихся популярностью, музыка стала общедоступной, можно даже сказать, что возник музыкальный рынок с большим количеством предложений. В этих условиях необходимо быть более мобильными, уделять больше внимания своему слушателю. Но миссия осталась прежней – это сохранение и развитие высокой музыкальной культуры.
– У консерватории есть особенное предназначение?
– Конечно. Как известно, Татарстан – место встречи Запада и Востока, многонациональный регион, в котором встречаются разные этносы и мировые религии. Наша первая важнейшая функция – изучение традиций народов Поволжья, и не просто их сохранение, а развитие, привнесение национального музыкального колорита в современную жизнь. Но у нас есть студенты из Тувы, Калмыкии, Якутии. Соединять, согласовывать и знать культуру народов России и их отражение в высокой музыкальной традиции – одна из главных задач. Достаточно сложное дело, с которым коллектив консерватории неплохо справляется. В наш вуз приезжают студенты из самых разных стран, сейчас около 30% их численности составляют иностранцы. На регулярной основе поступает учиться молодежь из Китая, стран, которые принято называть ближним зарубежьем, но есть и представители Латинской Америки, Вьетнама. Им нравится национальная музыка. Татарская гармонически особенно близка китайцам, она так же построена на пентатонике.
– Сегодня Казанская консерватория – заметное явление в культуре не только региона, но и России, а каким было ее становление?
– Своим появлением консерватория обязана Назибу Жиганову, человеку невероятной проницательности, энергии и таланта. Шел 1945 год, еще не закончилась война. Думаю, мы сегодня не до конца понимаем, насколько трудно было доказать необходимость высшего музыкального образования в Татарии и какие организационные проблемы пришлось решать. Конечно, первые годы были самыми трудными. Консерватория умещалась в маленьком двухэтажном особнячке (ул. Пушкина, 31). Приглашенные профессора из Москвы и Ленинграда привнесли лучшие традиции российского музыкального искусства. Кто-то из них приехал прямо в военных гимнастерках. И многие студенты пришли с фронта. Началось развитие, рост, и можно назвать целый ряд известных фамилий людей, вышедших из этих стен и ставших ведущими деятелями музыкальной культуры. Некоторые из первых студентов стали следующим поколением преподавателей вуза. Бесспорно, сегодня наше высшее учебное заведение – одно из крупнейших в России, с отличной музыкальной репутацией. У нас представлен весь спектр специальностей академической музыки и все инструменты – от симфонических до народных. Мы уверенно можем говорить о серьезных оркестровой, хоровой и дирижерской школах. А высокий статус композиторской школы ежегодно подтверждается призовыми местами московского композиторского конкурса. Не могу не отметить вокальную школу, сила которой в значительной степени зависит от Зили Сунгатуллиной, народной артистки России, крепко держащей в своих руках кафедру вокального искусства. Наши выпускники востребованы, многие работают в ведущих театрах. Например, Михаил Казаков – солист Большого театра. Конечно, они разъезжаются, ведь талантливых не удержишь на одном месте.
– А с чего начинается воспитание будущих музыкантов?
– Со знакомства с классическими произведениями. Консерватория – оплот классической музыки. И музыка эта должна быть естественной, живой, акустической.
– Как национальный элемент встраивается в учебный процесс?
– Татарский компонент обязателен в обучении всем специальностям. Готовим и ежегодно публикуем сборники переложений татарстанских композиторов для фортепиано, скрипки, флейты и т.д. Татарская музыка ложится на любой инструмент и звучит красиво. Работа с ней – эксклюзив Казанской консерватории.
– В основе любой национальной музыки лежит свой выразительный язык…
– Безусловно, и он базируется на оригинальной ладовой системе. В татарской музыке, как я уже говорил, это пентатоника, дающая богатый и глубокий образец для науки, который скрупулезно исследуют этномузыковеды Геннадий Макаров, Лилия Сарварова, Елена Смирнова, они подготовили большое количество изданий, расшифровок народных песен, переложение их на ноты.
– Татарская музыка занимает важное место в Вашей жизни?
– Еще будучи студентом консерватории, я задумался о проблеме учебника по татарской музыке. При огромном богатстве музыкального материала пособия по его освоению не существовало. Было жизненно важно заполнить пробел. Результатом моей работы стал большой, обстоятельный учебник, выдержавший несколько переизданий. Я постоянно его совершенствовал, дополнял, и сегодня этот труд содержит порядка 500 страниц систематизированного материала.
– Это Ваш личный вклад как педагога. А что Вы можете добавить как ректор?
– Изучение и пропаганда татарского музыкального искусства – важный компонент деятельности Казанской консерватории. В этом отношении хочу отметить научную школу. Только в Казани идет изучение татарской музыки в самом широком аспекте, начиная от фольклорных традиций и заканчивая классикой и современной академической музыкой. Наше музыковедение рассматривает максимально широкие темы, оно развивается, очень активно работает диссертационный совет, защищаются кандидатские и докторские диссертации. Казанская консерватория – единственный мировой центр изучения татарской музыки. У нас есть кафедра татарской музыки, где не только проводятся научные исследования, но и занимаются развитием народных инструментов. Второй год существует ансамбль традиционных татарских инструментов под руководством заслуженного артиста республики Рустема Рахматуллина, заведующего кафедрой татарской музыки. Задача коллектива – работа с музыкальной народной традицией. Это то звучание, которое должно возвращаться на сцену и становиться привычным для широкой публики. Для русских народных инструментов данную задачу решил Андреевский оркестр (Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева, Санкт-Петербург. – Ред.). Мы должны сделать то же самое для татарских инструментов.
– Как при Вашем участии обеспечиваются профессиональными кадрами музыкальные коллективы республики?
– Мы как-то подсчитывали долю наших выпускников в музыкальном мире Татарстана. Где-то 80%, 90%, а где-то и 100%. Они и в оперном театре, в театральных и камерных оркестрах – на разных сценах. Из наиболее известных коллективов можно назвать оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной, Казанский камерный оркестр La Primavera, оркестр театра Камала. Консерватория также «дает» преподавателей для учебных учреждений музыкального профиля. Стоит отметить высокий процент трудоустройства по специальности – 97%, ежегодно консерватория выпускает 110-120 «штучных» профессионалов.
– Как Вы считаете, академическая музыкальная культура далека от ежедневной жизни наших соотечественников?
– Высокое искусство не может и не должно существовать изолированно. Мы естественная часть страны и многое делаем для того, чтобы это было так. Профессорско-преподавательский состав – действующие музыканты, и все они должны в течение года принять участие в каком-то творческом проекте. Выйти на сцену и сыграть либо самому, либо с учениками, что является не правом, а обязанностью. Очень важно, чтобы педагог сохранял профессиональную технику.
Некоторое время назад была реализована моя идея пригласить на работу ведущих музыкантов Казани. Сейчас здесь преподает Александр Витальевич Сладковский. Маэстро Абязов ведет класс скрипки. Таким образом обеспечивается тесная связь между действующими музыкантами и учебным процессом. И, конечно, все учащиеся со студенческой скамьи включены в концертную деятельность. А как апофеоз общественной жизни – два раза в неделю мы играем на сцене БКЗ на протяжении всего сезона, показываем себя публике, демонстрируя высокий уровень профессионализма учащихся, и не только старших курсов. Должен сказать, что такие выступления требуют большого напряжения сил, их никак нельзя назвать проходными.
– Знаю, что Вы дирижируете оркестром, в котором участвуют и преподаватели, и студенты.
– Совершенно верно.
– А есть какие-то неожиданные, как сейчас принято говорить, инновационные подходы в музыкальной работе?
– В этом году стартовал фестиваль музыкальных династий. Выяснилось, что в Казани много музыкальных семей с тремя, а то и более поколениями музыкантов. Например, в семье Айнатулловых папа – профессор фагота, мама – профессор фортепиано, две дочери – певица и флейтистка, зять – флейтист, и выходит так, что они семьей могут сыграть целое ансамблевое произведение, например Баха, и таких у нас много. Есть знаменитая династия Монасыповых, во главе которой крупнейший композитор-классик Алмаз Монасыпов. В следующем году будет отмечаться его 100-летний юбилей.
– Какой Вы видите консерваторию в будущем? Что, по-Вашему мнению, необходимо сделать, добавить, улучшить?
– Были бы полезны собственный театр и медиастудия. У Московской консерватории есть даже собственная телестудия. Не может в современных условиях консерватория работать без хорошего медиацентра. И, конечно, я мечтаю об увеличении плана приема. По некоторым специальностям не можем даже группу набрать. Два-три человека – это не среда для обучения. У нас физически не хватает людей, чтобы развивать все необходимые направления. Конечно же, видится активная гастрольная деятельность. Совершенно необходимы обмены, гастрольные туры в едином культурном пространстве России. Реализация озвученных задач позволит консерватории выйти на качественно новый уровень и продолжать оставаться значимым культурным центром Татарстана и России.
Наталья ЭЛЛЕР
Фото предоставлены пресс-службой Казанской консерватории
Оставьте первый комментарий для "Традиции высокого искусства"