Жаркими объятиями и пламенными ариями ознаменовался
первый день 43-го Международного оперного фестиваля им.
Ф. И. Шаляпина. На сцене Татарского академического государственного
театра оперы и балета им. М. Джалиля состоялась премьера одного из
самых популярных в своем жанре музыкальных произведений – оперы
Жоржа Бизе «Кармен».
Мировая премьера «Кармен», прошедшая 150 лет назад, 3 марта 1875
года, в Париже, закончилась большим скандалом. Композитора обвинили в
аморальности оперы, несоответствии жанру, «вагнеризме» и плагиате.
Критика писала, что «Кармен» потерпела фиаско, хотя за один сезон
1874/1875 ее показали 36 раз – публика, как говорится, голосовала ногами. И
все же это было очень необычное для французского общества произведение,
опередившее свое время. Только через восемь лет, триумфально обойдя
сцены Европы, «Кармен» вновь была поставлена в Париже. Однако Бизе
этого уже не увидел – 3 июня того же 1875 года он скоропостижно скончался
от сердечного приступа на 37-м году жизни, так и не дождавшись признания.
В Казани «Кармен» впервые появилась на афишах 140 лет назад – в
1885 году и с тех пор стала необычайно востребована и любима публикой:
она практически не сходила со сцены как до появления государственного
оперного театра (в эпоху антреприз), так и после.
В создании новой версии оперы 2025 года принимала участие
итальянская команда: режиссер Марко Гандини, сценограф Итало Грасси,
художник по костюмам Анна Биаджотти. Музыкальным руководителем
спектакля и дирижером-постановщиком стал маэстро Большого театра
России Антон Гришанин. Интересно, что Марко Гандини не раз ставил
«Кармен» в различных версиях, в том числе в качестве ассистента режиссера
Франко Дзеффирелли. Первая его самостоятельная работа осуществлена в
1995 году в Арена ди Верона (Италия), а в 1996-м появилась новая версия
«Кармен» в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Итальянский режиссер
известен также тем, что курировал оперные сцены, связанные с «Кармен», в
фильме Дзеффирелли «Каллас навсегда» (2002) с Фанни Ардан в роли Марии
Каллас. «Во время репетиций в Казани я осознал, что моя последняя встреча
с «Кармен» состоялась в 2009 году в Арена ди Верона – это была последняя
постановка с участием Пласидо Доминго, – признался Марко Гандини перед
премьерой в Казани. – С тех пор я больше не ставил «Кармен» и, возможно,
даже не слушал ее. Я с невероятным удивлением ощутил, как эта опера – ее
музыка, текст, экспрессия – глубоко вошла в мое сердце, стала почти частью
меня. Рад представить новую постановку «Кармен» в великолепном
казанском театре с необыкновенным оркестром, хором и специалистами
художественно-постановочной части, а также с солистами, лучше которых я
и представить себе не мог. Мы работали с двумя составами, каждый из них
удивителен и оригинален. Все артисты выкладывались максимально. У меня
большой опыт работы с хором по всему миру, казанский отлично
подготовлен не только в исполнительском плане, но и в артистическом
отношении».
Спектакль получился в хорошем смысле традиционным, хотя не
обошлось без неожиданностей. В одной из ключевых сцен – гадания Кармен,
где карты предсказывают ей близкую смерть, – ариозо главной героини,
представляющее музыкальный эпицентр оперы, звучит из-за спин
контрабандистов. Во всяком случае, зритель левой части зала не видит лица
Кармен в момент, когда та понимает, что обречена. Очень жаль, ведь именно
тогда происходит разлом, который ведет действие к трагическому финалу.
В первый день премьеры в роли Кармен блистала белокурая Екатерина
Сергеева. Сильная, дерзкая, свободолюбивая, с мощной энергетикой и таким
же мощным меццо-сопрано. Два года назад она исполнила на нашей сцене в
рамках Шаляпинского фестиваля партию Любаши в опере Николая
Римского-Корсакова «Царская невеста» и буквально околдовала зрителей
своим голосом. А в 2024-м певица стала лауреатом премии «Онегин» в
номинации «Роль второго плана» за партию Вани в опере Михаила Глинки
«Жизнь за царя», премьера которой состоялась в Казани в прошлом сезоне.
Теперь – Кармен: классический образ с яркой индивидуальностью. Ее
героиня не столько роковая красотка, сколько озорница, играющая любовью
мужчин, бросающая вызов правилам и устоям. Она контрабандистка, а
значит, вне любых законов, в том числе и в любви.
Ее партнером по спектаклю – несчастным Хозе – стал один из
любимейших теноров казанской публики, солист Мариинского театра Ахмед
Агади. Интересный факт: певец не впервые исполняет данную партию на
премьере «Кармен» в Казани. Две последние постановки – 1999 и 2011 годов
– также прошли с его участием. Хозе Агади – сложный, противоречивый
характер. Артист не оправдывает и не маскирует его, представляет на суд
зрителя и сжигающую ревность, и ограниченность, и уродливое тиранство
своего героя.
Партию невесты Хозе – Микаэлы – искренне и проникновенно
исполнила Гульнора Гатина. Правда, иногда в ее образе проглядывает
несвойственная крестьянке утонченность. Владимир Целебровский (Санктъ-
Петербургъ Опера) предстал перед публикой в образе великолепного
тореадора Эскамильо.
Во второй день премьеры выступил другой состав солистов, главные
партии исполнили: Хозе – итальянский тенор Рагаа Эльдин, Кармен –
Анастасия Лепешинская из театра «Новая Опера», Микаэла – Венера
Протасова, Эскамильо – Александр Краснов из Большого театра России.
Фестиваль, завершающий мероприятия, посвященные 150-летию
Казанской оперы, продолжится шедеврами мировой классики: «Тоска»,
«Мадам Баттерфляй» и «Манон Леско» Джаккомо Пуччини (последняя
прозвучит в концертном исполнении), «Тубадур» и «Реквием» Джузеппе
Верди. Русская опера будет представлена произведениями Модеста
Мусоргского «Борис Годунов», Петра Чайковского «Пиковая дама» и
Михаила Глинки «Жизнь за царя». Трагическую историю царицы Сююмбике
расскажет одноименная опера Резеды Ахияровой. Фестиваль завершится
двумя гала-концертами.
Марина Горшкова
фото Виталий Янчишин



















Оставьте первый комментарий для "Страсти по Кармен"