
Промышленный сектор Татарстана показал исключительную устойчивость в условиях санкционной войны и способность решать любые задачи, стоящие перед страной и республикой. О состоянии дел сегодня, тенденциях и перспективах промышленного производства республики беседуем с заместителем Премьер-министра РТ – министром промышленности и торговли Республики Татарстан Олегом КОРОБЧЕНКО.
– Олег Владимирович, какие отрасли можно назвать локомотивами промышленности нашего региона?
– Татарстан является одним из лидеров в России по многим направлениям. У нас производится практически все – от носков до вертолетов и кораблей. 2024 год был непростым, но наши отрасли сработали очень хорошо.
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг превысил 5,5 трлн рублей, что на 10% больше по сравнению с прошлым годом. Индекс промышленного производства составил 105%. Большинство отраслей показывают рост, среди них – судостроение, авиастроение, производство машин и оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий.
– Расскажите о тенденциях, меняются ли роли промышленных отраслей и, если да, чем это обусловлено?
– Доля промышленности в экономике занимает почти 50%. У нас развиваются нефтедобыча и нефтепереработка, авиа-, автомобиле- и судостроение, химическая и нефтехимическая отрасли, производство компьютеров, электронных и оптических изделий, энергетическая отрасль, легкая промышленность, лесопереработка. За последние годы структура промышленности изменилась. В общем объеме производства до 72% выросла доля обрабатывающей промышленности. У нас, например, немного снизилась нефтедобыча по соглашению ОПЕК+, зато мы глубоко уходим в переработку и производство высокомаржинальных продуктов, продуктов с высокой добавленной стоимостью – продаем не только сырье, но и готовые товары. Например, ТАНЕКО выпускает биотопливо.
– Что можно сказать о наукоемкости республиканского производства? Какое уделяется внимание технологическому развитию?
– Все отрасли работают над импортозамещением и укреплением технологического суверенитета. Без науки это невозможно. 70% добываемой нефти мы перерабатываем сами, а для этого нужны технологии. Все наши отрасли, начиная от добычи ископаемых, улучшают качество и эффективность благодаря тому, что нефтяники вкладываются в науку, создают институты. Мы научились добывать тяжелую нефть – наш опыт востребован не только в стране, но и на мировом рынке, в тех регионах, где нет легкой нефти.
Кроме того, в республике создаются критически важные компоненты и продукты. Например, «Нижнекамскнефтехим» построил олефиновый комплекс ЭП-600. Это ключевой проект отрасли для страны, который в два раза увеличит выпуск этилена и его производных. В январе здесь получены первые тонны пропилена. «Казаньоргсинтез» завершил реконструкцию реактора Б на заводе по производству и переработке полиэтилена низкого давления, что позволит нарастить мощности до 220 тыс. тонн в год. В текущем году мы ожидаем запуск первого в России производства гексена, необходимого для изготовления полиэтилена. СИБУР в коллаборации с КФУ создал отечественный катализатор для производства каучуков. Кроме того, СИБУР строит научный центр в Казани и вместе с КНИТУ запустил Передовую инженерную школу. А в Альметьевске есть Высшая школа нефти. И так далее. Вся наша наука работает в связке с предприятиями.
– Появляются ли новые предприятия, новые отрасли?
– Примеры открытия новых производств есть в каждой отрасли. Благодаря санкциям мы стали развивать самые разные направления, например станкостроение. Начали с освоения компетенций. Наша цель – выход на производство мощностью 500 станков в год с высоким уровнем локализации. На данный момент площадь производства – 2 тыс. квадратов. Собрано 10 станков. Татарстанские фрезерные обрабатывающие центры, например, приобрели «Завод Элекон», НПО «Радиоэлектроника» им. В. И. Шимко. У нас наработаны компетенции по сборке станков, ведутся ОКР, НИОКР по разработке отдельных компонентов. Сегодня уровень локализации составляет около 80%. Создан единый центр по продвижению отечественных станков и инструментов.
– В какой степени решены вопросы импортозамещения?
– Продолжается импортозамещение в авиастроении, автомобилестроении, станкостроении. У нас есть импортозамещенный вертолет «Ансат» Казанского вертолетного завода. Челнинский КАМАЗ выпускает модель грузовика К5, которая получилась даже лучше, чем была до санкций. Выпускается импортозамещенный самосвал. «Ремдизель» начал производить полностью отечественные двигатели для грузовиков «КАМАЗ». «Соллерс» в Елабуге локализует производство и наращивает выпуск легких коммерческих грузовиков «Атлант» и дизельных двигателей.
В легкой промышленности мы также наращиваем импортозамещение. Например, у нас есть предприятие «Бикотекс» – единственный в России производитель полного цикла продукции из микрофибры. Сейчас оно закупает сырье для производства (волоконный полиэтилентерефталат ПЭТФ) в Беларуси, Китае. Но «Татнефть» уже прорабатывает вопрос создания подобного производства в республике.
– Есть ли кадровая нехватка и насколько она критична?
– Вопрос кадров – вопрос номер один. В республике сегодня рекордно низкий уровень безработицы. При этом наблюдается тенденция спада численности трудоспособного населения. Только промышленности нужно около 10 тыс. человек. А в перспективе для заводов и сферы торговли необходимо подготовить около 60 тыс. Около 80% из них – это рабочие и специалисты среднего звена. Очень востребованы электромонтеры, слесари, операторы станков, токари, фрезеровщики, аппаратчики, сварщики и т.д. Со средним профобразованием нужны профессионалы монтажа, технологий машиностроения, технологий материалов, специалисты по автоматизации технологических процессов и другие. С высшим образованием наиболее востребованы кадры в электроэнергетике и электротехнике, химии и химической технологии, машиностроении, радиотехнике, радиофизике и др.
– Где же брать кадры?
– Считаю, что нужно обратиться к советскому опыту. Привлекая людей на заводы, важно давать им жилье, а для этого необходима программа с участием региональных, федеральных властей и самих предприятий. У нас начали строить арендные дома с участием ГЖФ – сдан первый дом для КАМАЗа, возводятся и другие. Будем еще больше внедрять роботизацию, повышать производительность труда. Сегодня на КАМАЗе, например, на 10 тыс. работающих приходится 60 роботов, а к 2030 году планируется увеличить этот показатель до 280 роботов.
В Татарстане в рамках национального проекта «Производительность труда» создан Региональный центр компетенций, который считается одним из лучших в стране. Он помогает предприятиям сократить издержки, увеличить прибыль и подготовить их к автоматизации, роботизации и цифровизации.
– Какой Вы видите промышленность Татарстана через 10-20 лет?
– Президент поставил задачу – нарастить научный, технологический, индустриальный потенциал для развития оборонно-промышленного комплекса страны. Важно достичь технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики. Это средства производства и станки, робототехника, все виды транспорта, беспилотные авиационные и другие системы, новые материалы и малотоннажная химия.
На федеральном уровне заработали восемь новых национальных проектов. Они касаются химии, новых материалов и средств производства, космической отрасли, авиа- и судостроения, развития беспилотных систем, энергетики, продовольственной безопасности, медицины и фармацевтики. Поэтому приоритеты на ближайшие годы обозначены. И мы в этом направлении уже действуем. Например, «Татнефтехиминвест-холдинг» в конце прошлого года презентовал производимую продукцию микротоннажной химии для микроэлектроники, реактивной химии, фарминдустрии и лабораторий. «Химград» может производить 14 наименований продукции объемом 3,5 тонны в год. В числе потребителей – крупные нефтехимические предприятия страны. Такие проекты являются мотором обновления нашей промышленности и помогают всей экономике выйти на передовой уровень. Санкции делают нас сильнее. Будем развивать наши технологии, использовать наши автомобили, станки, нефтехимию и т.д. Опора на собственные разработки, интеллектуальный потенциал и промышленные традиции – основа развития отечественной промышленности. И нам всем надо, не сбавляя темпа, идти в направлении технологического суверенитета и роста промышленной мощи России. Тогда нас никто не сможет победить.
Наталья ЭЛЛЕР
Фотоматериалы предоставлены пресс-службой Министерства
промышленности и торговли РТ