На балетной сцене – герои Чехова

После грандиозного старта 38-го Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева, который открылся премьерой сезона – спектаклем Петра Чайковского «Лебединое озеро», поставленного для нашего театра народным артистом СССР Владимиром Васильевым (о спектакле здесь), зритель увидел еще одну постановку выдающегося танцовщика и балетмейстера – балет «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина.

Удивительна и необычна судьба «Анюты»: с экрана – на сцену. Телевизионный фильм-балет на тему рассказа А.П. Чехова «Анна на шее», поставленный сценаристом и режиссером Александром Белинским в 1982 году для великой русской балерины Екатерины Максимовой, возник благодаря музыке Валерия Гаврилина. Композитор вовсе не собирался сочинять балет и даже не подозревал, что его произведение обретет славу и бессмертие в качестве шедевра хореографического искусства. Но успех фильма-балета вдохновил балетмейстера Владимира Васильева перенести его на сцену, что и было осуществлено в 1986 году.       

 Так что уже в следующем году мы будем отмечать 40-летие со дня мировой премьеры этого, надо признать, самого известного в мире воплощения чеховского сюжета на балетной сцене. Казанский же зритель увидел спектакль впервые в канун нового 1989 года. В премьерных показах партию Анюты исполнили Ирина Хакимова и Елена Щеглова, образ отца главной героини Петра Леонтьевича создал Владимир Яковлев (ныне художественный руководитель балета).

В рамках 38-го Нуриевского почти все главные партии в спектакле  исполнили солисты Мариинского театра. Прима Рената Шакирова (Анюта) – лауреат премии Президента РФ для молодых деятелей культуры —  обладает несомненными драматическими способностями. Она провела спектакль ровно, правильно распределив силы. В первом акте ее героиня – трепетная и нежная девушка, переживающая первую любовь, во втором – кокетливая светская дама, кружащаяся в водовороте светских развлечений. Перед спектаклем балерина рассказала о подготовке к роли и репетициях с Владимиром Васильевым, который от каждой исполнительницы партии требовал музыкальности. И действительно, лирическое адажио Анюты и Студента, в партии которого выступил коллега Ренаты по театру Алексей Тимофеев, было трогательным и проникновенным. Рената отметила «уютность» казанской сцены, на ее взгляд, идеально подходящей для таких драматических постановок, а также актуальное воспитательное значение спектакля.

В партии Модеста Алексеевича зритель увидел солиста Мариинского театра Максима Изместьева, выступившего в Казани впервые. Роль обладает большим потенциалом, возможностью проявления актерской индивидуальности и импровизации. Здесь постановщик-Васильев усилил гротескное начало, и чеховская ирония уступила место гоголевскому сарказму. Если такого персонажа встретить в реальности, будет не до смеха, но великая сила искусства может многое, в том числе превратить страшное в забавное и нелепое, хотя Модест Алексеевич Изместьева вовсе не всегда комичен. Артист прекрасно владеет лицом и за смешными ужимками чиновника порой проступает оскал людоеда. Перед спектаклем Максим рассказал, что в его карьере такая роль впервые и было «безумно интересно поискать в себе новые краски». Он признался: чтобы найти нарочито гротескный образ, он долго стоял у зеркала, проверял эмоции, потом надевал пиджачок и ходил по дому, отрабатывая пластику, мимику, что приводило домочадцев в восторг.  

Еще один солист Мариинского театра Максим Зюзин воплотил образ  отца Анюты Петра Леонтьевича. Здесь артист не отходил от основных принципов, созданных при проработке роли самим Владимиром Васильевым, исполнявшим данную партию, в том числе и на сцене нашего театра. Но у Васильева образ получился более пронзительный, щемящий. Почему? Потому что он разворачивает перед зрителем собственную, самодостаточную драматическую историю, а другие исполнители этой партии иногда просто скатываются к обслуживанию сюжета и других персонажей.

Органично выглядел в роли светского щеголя Артынова премьер Большого театра Михаил Лобухин, который стал надежным партнером и опорой Ренате Шакировой во втором акте, когда Анюта перерождается в даму высшего общества. Михаил Лобухин – опытный артист, многократно выступал в спектаклях Нуриевского фестиваля, в том числе и в этой партии, с прекрасным чувством стиля и меры. Он не затмил, но подчеркнул изменения, которые произошли с главной героиней, ее новый статус и образ жизни.       

Среди исполнителей сольных партий необходимо выделить Артема Белова (Его Сиятельство), который сыграл некий монумент, сошедший к смертным с пьедестала. Хорошие типажи получились у Александра Ахмедзянова и Наиля Салеева (Два офицера). Учащиеся Казанского хореографического училища Мария Швеина и Аниса Хуснутдинова были убедительны в роли младших братьев Анюты — Пети и Андрюши.

В целом и солисты, и кордебалет показали хороший актерский ансамбль, продемонстрировали большую палитру человеческих переживаний, смыслов и подтекстов, заложенных в спектакле. А зритель считал и принял все семантическое и эмоциональное многообразие балета «Анюта» — истинного продукта национальной культуры, в котором есть все – «и жизнь, и слезы, и любовь».

Марина ГОРШКОВА

Фото Виталий Янчишин

На главную
Яндекс.Метрика