Венец романтической эпохи в искусстве – балет Адольфа Адана «Жизель» – стал еще одним спектаклем Нуриевского фестиваля, проходящего в эти дни в Казани. Поставленный впервые в 1841 в Париже, он почти два столетия волнует зрителей проникновенностью и искренностью повествования о любви, предательстве, раскаянии и прощении. Сама история спектакля тоже начинается с романтического чувства хореографа Жюля Перро и поэта Теофиля Готье к молодой танцовщице Карлотте Гризи. Вместе с композитором Адольфом Аданом они создали революционное для своего времени произведение французской музыкальной культуры, в котором блистала великая балерина.
В основе либретто – старинная легенда о вилисах – девушках, умерших до свадьбы. В полночь они выходят из могил, и любой встречный путник обречен. Смертельные танцы, в которые вовлекают его вилисы, не оставляют шансов пережить ночь. В первом акте — вполне реалистичная история Графа Альберта, увлекшегося крестьянской девушкой, которую он обманывает, переодевшись простолюдином. Лесничий Ганс, тоже влюбленный в Жизель, пытается разоблачить соперника. И это ему удается, но больное сердце девушки не выдерживает – она погибает. Второй акт – сказочно-мистический – погружает зрителя в мир прекрасных и жестоких вилис, мстящих живым за свою раннюю смерть. Пришедшего на могилу Ганса они заставляют танцевать, пока тот не падает замертво. Когда туда же приходит в глубоком раскаянии и отчаянии Граф Альберт, Жизель вступается за любимого и спасает его.
Бессмертие балет обрел благодаря хореографу Мариусу Петипа, который в 1880-х годах поставил спектакль в России. В этой редакции антрепренер Сергей Дягилев в начале ХХ века привез его в Париж, где балет как искусство к тому времени был практически утерян, перейдя на сцены кабаре. «Жизель» возродила интерес французов к балету, который с тех пор не сходит с европейских площадок.
Партию прекрасной Жизели на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля в рамках фестиваля исполнила Олеся Новикова из Мариинского театра. В первом акте образ юной девушки, впервые открывающей для себя любовь, был омрачен костюмом с темным, почти черным лифом, который балерина привезла с собой. Возможно, в спектакле Мариинского костюм выглядит органично, он как трагический предвестник ранней гибели накладывает мрачный отпечаток на образ ничего не подозревающей Жизели. Но в нашем спектакле среди пестрых костюмов друзей и подруг главной героини он выбивается из цветового жизнеутверждающего ряда, что повлияло на восприятие первого акта. Зато второй балерина в образе вилисы была невесома, хореографически точна, технична и артистична.
Ее партнер Семен Чудин из Большого театра России выступает на нашей сцене далеко не впервые и всегда производит на зрителя неизгладимое впечатление, покоряя техническим мужским танцем. Заслуженный артист Татарстана Михаил Тимаев (ТАГТОиБ им. М. Джалиля) артистично воплотил образ ревнивого и несчастного соперника — Лесничего Ганса.
В роли повелительницы вилис Мирты филигранно выступила юная Дэйманте Таранда из Большого театра России. Пламенный лед – так можно охарактеризовать ее исполнение, которое, кстати, стало премьерным в данной партии и выглядело достаточно свежо и интересно. Наследница прославленной балетной династии продемонстрировала и прекрасные данные, и отличное владение техникой, и глубокое понимание своей роли, в которой ей удалось найти собственные нюансы. Она призналась, что, будучи частью балетной династии, чувствует большую ответственность, старается представлять фамилию на должной высоте и всегда добиваться поставленных целей.
Ее отец, Гедиминас Таранда, выступая перед спектаклем, отметил и удивительную, счастливую атмосферу столицы Татарстана, поразившую его, и значимость для всего культурного мира России Нуриевского фестиваля в Казани, и уникальность балета «Жизель» в истории хореографического искусства.
Все в этом спектакле было на своих местах. Остается только отметить женский кордебалет, который снова оказался на высоте – неземные существа выразительными па соткали волшебную атмосферу второго акта, где любовь побеждает смерть.
Марина ГОРШКОВА
Фото Виталий Янчишин













