КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ – НАША ТРАДИЦИЯ

Фарит ХАНИФОВ,
министр транспорта и дорожного хозяйства РТ
Рабочий визит министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарита Ханифова в Новосибирск
Набережночелнинская агломерация, ремонт улицы Шамиля Усманова
Нижнекамская агломерация, строительство автодороги по улице Вокзальной
Мензелинский муниципальный район, ремонт
автомобильной дороги М-7 «Волга» – Старая Матвеевка
Казанская агломерация, строительство автодороги от улицы Несмелова до ЖК «Серебряный бор»
Пестречинский муниципальный район, реконструкция автомобильной дороги Казань – Шемордан, 38–43 км

Ежегодно из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан выделяются средства на поддержание в нормативном состоянии и развитие дорожной сети Республики Татарстан. О ходе реализации программ дорожных работ в Татарстане мы беседуем с министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фаритом ХАНИФОВЫМ.

ДОРОЖНЫЕ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ

– Фарит Мударисович, Татарстан – один из ведущих регионов России, уделяющий большое внимание обновлению автомобильных дорог.

– Да, в республике работает целый ряд дорожных программ. Только за последние пять лет построено и отремонтировано свыше 2 тысяч км автомобильных дорог регионального значения, 25 мостов, построены подъездные дороги к 164 животноводческим фермам и 63 подъездные дороги к садовым обществам. Приведены в нормативное состояние 5909 улиц населенных пунктов общей протяженностью 2929 км. Сегодня из 3077 сельских населенных пунктов 2558 соединены дорогами с твердым покрытием, что составляет 83,3%. Также реализуется программа «Ремонт дворовых территорий и внутриквартальных проездов городов РТ», и здесь также можно назвать серьезные цифры. Приведу только один обобщенный параметр. По этой программе отремонтированы 2673 дворовые территории и внутриквартальные проезды городов республики.

– А что запланировано на 2021 год?

– В настоящее время ведется строительство и реконструкция 55,5 км дорог, одного путепровода и 6 мостов. Выполняется капитальный ремонт 211,7 км региональных дорог и 5 мостов. Ведутся работы на 30 подъездах к фермерским хозяйствам, садовым обществам, к детским оздоровительным лагерям. Каждый из этих пунктов требует вложений на сотню миллионов рублей. Например, только на подъезды к детским лагерям потрачено 250 млн рублей.

Продолжаем приводить в нормативное состояние дорожно-уличную сеть в населенных пунктах, если точнее, работы ведутся на 349 объектах общей протяженностью 150 км. На 120 км 238 объектов выполняем ремонт асфальтобетонного покрытия.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ БКД

– Фарит Мударисович, Татарстан активно участвует в национальном проекте «Безопасные качественные дороги». Как сегодня обстоят дела в рамках проекта?

– В Татарстане начиная с 2017 года по федеральному приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги» велись работы по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог Казанской и Набережночелнинской городских агломераций. Также выполнялись мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в местах концентрации ДТП.

За 2017–2018 годы в рамках реализации проекта в Казанской агломерации приведены в нормативное состояние свыше 233 км дорог, в Набережночелнинской – более 104 км.

С 2019 года федеральный приоритетный проект становится частью национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и его действие распространяется на всю сеть автомобильных дорог регионального значения. Кроме того, в проект добавляется Нижнекамская агломерация. За два года в Казанской агломерации обновлены 166 км дорог, в Набережночелнинской – 120,5 км и в Нижнекамской – 17,6 км. Также отремонтированы 174 км региональных дорог.

– Каковы планы на текущий год?

– Напомню, что в 2021 году национальный проект стал называться «Безопасные качественные дороги». В рамках его реализации ремонтируем 217,8 км дорог. В том числе 96,7 км дорог регионального значения, 61,6 км – Казанской агломерации, 48,4 км – Набережночелнинской агломерации и 11,1 км – Нижнекамской агломерации.

– Ремонт ремонту рознь, и иногда дорога требует очень серьезных финансовых вложений…

– Безусловно, в нашем списке есть весьма капиталоемкие объекты. К примеру, сейчас проходит реконструкция участка дороги Казань – Шемордан в Пестречинском районе. Данная дорога входит в опорную сеть автомобильных дорог Российской Федерации. Проведенные мероприятия позволят снять возросшую транспортную нагрузку, поскольку в районе идет интенсивное индивидуальное и малоэтажное строительство. Через реконструируемый участок осуществляется подъезд к жилому комплексу «Царево Village». Также мы строим дорогу-дублер Горьковского шоссе – от улицы Несмелова до автомобильной дороги федерального значения М-7 «Волга» через жилой комплекс «Серебряный бор» в Кировском районе Казани. Новая дорога, безусловно, разгрузит Горьковское шоссе и обеспечит транспортную доступность развивающихся микрорайонов.

В рамках развития Большого Казанского кольца продолжается строительство дороги от улицы Технической до Кировской дамбы. В настоящее время ведутся работы сразу на двух участках: по Тихорецкой – от Технической до улицы Магистральной и по улице Меховщиков – от Магистральной до улицы Девятаева. Отмечу, что Большое Казанское кольцо – магистраль особой значимости, которая позволит перераспределить транспортные потоки на подходе к центральной зоне города, освобождая ее от излишнего транзита. Трасса БКК дополняется перспективными дуговыми магистралями, вокруг которых формируется городская застройка.

ГОТОВЫ К ЛЮБЫМ ЗАДАЧАМ

– Современная дорожная отрасль – это сфера высоких технологий. А насколько технологичны дорожники Татарстана?

– Мы понимаем важность непрерывного технологического развития, поэтому министерство совместно со службами государственного заказчика, проектными и подрядными организациями ведет поиск современных наилучших технологий. Для этого ежегодно разрабатывается план реализации инновационных материалов и технологий, проводится опытное внедрение для последующего мониторинга. За четыре предшествующих года такие работы проведены более чем на 110 объектах. В 2021 году на 19 объектах используются 24 вида новых материалов и технологий. В частности, обработанные местные минеральные материалы, композитные изделия, различные виды асфальтобетонов, современные защитные и гидроизолирующие системы.

– Я правильно понимаю, что это практическая работа, нацеленная на использование инновационных материалов в реальных проектах?

– В нашей сфере чистая теория не имеет смысла, но, чтобы не быть голословным, могу привести хороший свежий пример. В 2021 году при капитальном ремонте автомобильных дорог Шушмабаш – Сердебаш и Ишкеево – Нижний Таканыш в качестве покрытия на мостах использовался пористо-мастичный асфальтобетон, дренирующий в верхней части и литой в нижней, обеспечивающий быстрый отвод воды с поверхности дороги. Асфальтобетонная смесь производилась в соответствии со стандартом организации АО «Татавтодор», согласованным Техническим советом при министерстве.

Хочу сказать, что дорожники Татарстана активно переходят на повсеместное использование асфальтобетонных смесей по новым государственным стандартам. А на наиболее нагруженных движением участках применяются асфальтобетонные смеси, запроектированные по методологии объемного проектирования.

Помимо этого, много других новых материалов и технологий находят свое применение на автомобильных дорогах нашей республики. Благодаря им мы планируем достичь сокращения затрат труда, повышения долговечности дорожных конструкций и увеличения межремонтных сроков.

– К хорошим материалам требуется соответствующая техника.

– И я бы сказал, дорогостоящая техника. Но это не тот пункт, на котором нужно экономить. Хорошие, качественные дорожные машины резко повышают производительность труда, позволяют работать без сбоев. И, кроме того, дают уверенность в том, что дорога прослужит дольше гарантийного срока. А значит, подрядчику не придется исправлять возникшие проблемы за свой счет. Дорогостоящая техника в конечном счете окупается.

Наши подрядчики используют асфальтосмесительные установки ведущих мировых производителей AMMANN, BENNINGHOVEN, MARINI, которые позволяют выпускать все типы асфальтобетонных смесей и обеспечивать их качество с высокой точностью соответствия утвержденной рецептуре.

Для устройства и укрепления оснований дорожного полотна, устройства асфальтобетонного покрытия применяется современная техника производителей CATERPILLAR, WIRTGEN, BOMAG.

Говоря о 3D-технологиях, отмечу, что высокий уровень проектирования уже с 2006 года делает возможным использование систем автоматизированного управления дорожно-строительной техникой. 3D-нивелирование на базе цифровой модели проекта позволяет с высокой точностью и с меньшими временными тратами реализовывать наши объекты. Республика идет в ногу со временем, и в будущем ожидается переход к концепции BIM (Building information modeling). Данная технология дает возможность более эффективно планировать, проектировать и строить объекты капитального строительства.

– Если коротко, Фарит Мударисович, дорожники Татарстана могут быстро и качественно создать любой дорожный объект?

– Наша дорожная отрасль хорошо организована, оснащена лучшими мировыми образцами техники. Мы находимся на острие технологического развития, и для отрасли сегодня нет нерешаемых задач.

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика