В февральском номере журнала опубликовано интервью с нашим постоянным экспертом, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры конфликтологии Казанского федерального университета Андреем ИВАНОВЫМ, посвященное мизандрии – ненависти к мужчинам. А сегодня мы поговорим о мизогинии в виртуальном пространстве – нелюбви к женщинам.
– Андрей Валерьевич, как «узнать» мизогинию?
– Прежде всего сразу нужно сказать, что данное явление развивается в двух направлениях: во-первых, это отношение мужчин к женщинам, во-вторых, нелюбовь женщин к самим себе и к своему полу. Если говорить о первом направлении, то можно назвать феномен маскулинных сообществ «Мужское государство» и «NAP» (Национал и Патриархат) – оба запрещены на территории Российской Федерации как экстремистские и находятся на позициях молодежного правого радикализма. В данный момент эти проекты трансформировались во множество гендерно ориентированных объединений с широким диапазоном оценки женского начала – от критического принятия до откровенного женоненавистничества. По мнению представителей, например, того же «Мужского государства», наша эпоха – время дискриминации сильного пола, когда женщина заняла неподобающе высокое положение. Конфликт между полами становится здесь ключевой характеристикой социальной жизни. Сторонники данных сообществ болезненно реагируют на вульгарное поведение девушек, но степень «вульгарности» понимается достаточно широко. Вызывает отторжение маскулинизация, социальные и служебные амбиции, манера водить автомобиль, занятие руководящих должностей и прочее. В одном из интервью, на мой взгляд, респондент интересно определил суть межполового конфликта – это потеря чистоты и целомудрия у генерации молодых современных девушек, а отсюда и возникающая к ним социальная ненависть.
– В прошлом интервью, когда мы говорили о мужененавистничестве, Вы отметили, что некоторые экстремистские женские сообщества вообще отказывают мужчинам в праве на существование. В данном случае такого не происходит?
– Да, это интересная особенность. В мужских мизогинических сообществах такого радикализма – тотального отрицания женщин – не наблюдается.
– Каков же их идеал?
– Господствует образ «белой девушки», целомудренной, обязательно скромно одетой. Красота и нежность, женственность и сила, верность и честь, материнская забота являются эталоном.
– Кто становится сторонником таких маскулинных групп?
– В основном молодые люди до 30 лет. Как правило, у них высокая степень разочарованности в противоположном поле, основанная на длительном негативном личном опыте или тотальном неумении строить отношения с девушками. Именно для таких людей высока вероятность попадания в женоненавистнические сообщества со сформированным чувством мизогинии, которое будет только усиливаться и подтверждаться в результате общения с такими же «счастливчиками».
– Значит, причина конфликта внутриличностная?
– Да, это может быть неуверенность, комплексы или полученные психологические травмы, когда неоднократные отказы в общении со стороны женщин приводят к снижению самооценки и ожиданию только негативного сценария взаимоотношений. Тогда гаджеты, виртуальный мир для них становятся отдушиной. Так, например, в России начинает распространяться движение инцел, зародившееся на Западе.
– Расскажите о нем.
– Инцел – понятие от сокращенного «вынужденный целибат» (involuntary celibates) или «воздерживающийся поневоле». Это в основном молодые мужчины, которые, несмотря на сексуальное желание, не могут найти себе партнера для отношений. Если посмотреть англоязычные и русскоязычные инцел-форумы, то можно увидеть, что они склонны к мизантропии, женоненавистничеству, расизму, самобичеванию и обижены на окружающий мир. Для инцел массовая культура – это культура с женским лицом. Она нацелена унижать и угнетать некрасивых мужчин (именно только их) в угоду альфа-самцам, которым достаются все преференции общества только из-за их «смазливой» внешности. В их представлении можно быть тупым и нищим, но, если вы чертовски красивы, вам и это простят.
– В чем деструктивность данных групп?
– В движении инцел есть собственные «святые» – Эллиот Роджер и Алек Минасян, к образу жизни которых надо стремиться. Так, Эллиот Роджер ненавидел женщин за то, что в 20 лет был девственником. Прежде чем совершить самоубийство в 2014 году в Санта-Барбаре, он убил своих соседей и шесть случайных людей на улице. Далее идет Алек Минасян, который в Торонто в апреле 2018 года по тем же самым причинам задавил 10 человек школьным автобусом, водителем которого он работал.
– Но это на Западе. Насколько распространена субкультура инцел среди нашей молодежи, насколько опасна?
– Проблема в том, что данные субкультуры очень токсичны и есть определенные силы, которые заинтересованы в том, чтобы заразить этим и молодых людей в нашей стране.
– Вы хотите сказать, что молодежью можно манипулировать, используя внутриличностный конфликт?
– Человек порой беспомощен, когда нет поддержки близких людей. Виртуальное пространство для него становится формой отдушины, где он может реализовать свои комплексы, найти единомышленников и друзей, что превращается в утопию, ведь за непонятным аватаром может скрываться манипулятор.
– Что можно сказать о таком парадоксе, как внутренняя враждебность женщины к самой себе?
– Внутренняя мизогиния уходит корнями в осознание своей гендерной несостоятельности, связанное с непризнанием и переоценкой представлений о своей феминности. На ее развитие могут влиять как внешние обстоятельства, такие как дискриминация по половому признаку, гендерные насмешки, амбивалентность окружающих, так и внутренние – собственная двойственность в понимании женственности. Именно проблема внутренней мизогинии активно обсуждается в феминистских сообществах, публикуются посты, комментарии, статьи, которые являются попыткой понять причины нелюбви к себе.
– Можно сказать, что это результат давления патриархального мира?
– В некоторой степени да.
– Что такое усвоенная мизогиния?
– Усвоенный сексизм, который направлен на собственный пол. При внутренней мизогинии враждебность проявляется к собственной феминности, при усвоенной мизогинии обычно она направлена на представительниц собственного пола, критикуются их гендерные сценарии поведения.
– Это связано с конкуренцией?
– Отчасти. Сценарии конкурентного поведения при усвоенной мизогинии принимаются такой женщиной как повсеместные и достаточно распространенные в «женском мире». Они приобретают черты борьбы и соперничества с другими дамами, становятся мощным подспорьем в женской социализации и преуспевании в мужском обществе. При этом мужская солидарность оценивается как более эффективная модель поддержки своего «полового класса».
– Женщины больше настроены на конкуренцию в рамках своего пола, не на солидарность?
– Да. Осознаваемое половое неравенство в социальном контексте для них является ключевым лейтмотивом феминистской интерпретации внутренней ненависти к самой себе и преодоления этого чувства.
– Корни, как всегда, в детстве?
– Как правило. Различные социальные ожидания, демонстрируемые «старшими» к «девочкам» и «мальчикам», создают ситуацию вынужденной внутренней мизогинии и усвоенной мизогинии как реакции на авторитарную гендерную иерархию и подчиненность феминности маскулинности.
– Как ощущения в раннем возрасте влияют на взрослую жизнь?
– Детско-подростковые впечатления от непризнания своей гендерной идентичности окружающими, а также собой («я не похожа на других девочек») становятся в более старшем возрасте для некоторых важным фактором перехода к феминистскому мировоззрению. Непопадание в стереотипы «женского поведения» патриархатного общества создает ситуацию поиска альтернативных сценариев жизни и защиты собственной самости, что воплощается в различных направлениях феминизма.
– Но ведь это не всегда приводит в экстремистки настроенные феминистские сообщества?
– К счастью, многие представительницы прекрасного пола гармонично находят свое место в современном мире, добиваясь успеха в сферах жизни, еще недавно считавшихся исключительно мужскими. Примеров тому множество. К сожалению, не у всех это получается.
– Как Вы считаете, женщине труднее, чем мужчине?
– Я не могу выйти в этом вопросе за рамки своего гендера, но мне кажется, труднее.
– И какой выход?
– Каждый имеет право быть самим собой, искать свой путь, но мужчинам и женщинам необходимо учиться сотрудничать и дружить. Это иногда непросто в силу личных особенностей и индивидуального опыта, но в любом случае конструктивнее половой войны.
Марина ГЛЕБОВА
P.S. Интервью публикуется по результатам исследования проблем ксенофобии (Программа фундаментальных и прикладных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» (Поручение Президента РФ №ПР-71 от 16.01.2020), проект «Факторы и причины радикализации личности в культурно сложном региональном сообществе»).