С каждым новым учебным годом тема успеха ребенка в школе звучит все громче. А детские жалобы «не хочу учиться!» и «не понимаю!» учителя и родители списывают на лень и непослушание. Тем временем специалисты говорят о том, что в России каждый третий ребенок с трудом учится писать и читать, у каждого десятого – дислексия. Притом эти дети, как правило, очень творческие натуры. Они любят рисовать, конструировать, лепить, изобретать. Только вот что со всем этим делать учителям и родителям?
Ее называют болезнью гениев. Самый известный в истории дислексик – Альберт Эйнштейн. Из современников можно назвать писателя Евгения Гришковца, в одном из СМИ он поведал о своем детском дислексическом опыте. «Я действительно читал хуже всех, медленнее всех в классе», – признался он. Но, даже поступив в университет, воспринимал печатный текст иначе, не как другие. Что, впрочем, не помешало стать известным человеком.
ЧТО ПИШЕМ, А ЧТО В УМЕ?
Как это обычно выглядит на практике? Вот, например, дислексия: ребенок додумывает, угадывает окончания слов, читает медленно, по сравнению со сверстниками, не всегда понимает то, что прочел, жалуется на боль в голове или глазах, заменяет одни буквы другими, не может запомнить, какие буквы обозначают те или иные звуки. Так вместо «козы» появляется «коса», вместо «девочки» – «тевочка». В случае с дисграфией речь идет о плохом почерке, выходе за поля, слитном написании предлогов, союзов со словами и слов, смешении звонких и глухих согласных, шипящих и свистящих, сонорных. И еще целый набор невольного коверкания слов и цифр при письме. Есть и такая штука, как дизорфография, когда нарушена возможность усваивать орфографические навыки – ребенок заучивает орфографическое правило, но применить его на деле не может, и дискалькулия – сложности со счетом.
«С каждым годом ребят с такими нарушениями все больше, они есть и в начальных, и в средних классах, и не один, учителя плачут от бессилия, а родители не хотят признавать диагноз, пугаясь, что это что-то страшное и непоправимое, – говорит Гузель Султанова, педагог-психолог, лечебный педагог. – Сложней всего приходится школьным учителям, они не могут полноценно выстраивать учебный процесс».
По ее словам, в этой ситуации школьник не делает что-то, как все, не потому, что не хочет, он физически не может выполнить задание. Дальше он просто теряет мотивацию к обучению и интерес к учебе. Учебный процесс затормаживается, а то и окончательно стопорится, когда дислексиков в классе треть или половина.
«Современная наука объясняет это тем, что у ребенка не сформированы определенные части мозга или не налажены межполушарные связи, – продолжает Гузель Султанова. – Если мы обратимся к лечебной педагогике, то вспомним: первое семилетие малыш живет и осваивает свое тело, в процессе чего у него созревают и дозревают связи в головном мозге. Развиваются зоны, отвечающие за концентрацию внимания, чтение, письмо. Но что происходит на практике? Вторжение в этот процесс в виде так называемого раннего развития, когда с 3-4 лет все начинают учить детей буквам и цифрам. Мозг в таком возрасте еще не готов воспринимать такую информацию. Физиологически рано. В результате новые функции принимают на себя те участки, что призваны обеспечивать координацию движения, равновесие и т.д. Что получаем в итоге: ребенок приходит в школу, он не может спокойно сидеть, у него одновременно активизированы все зоны мозга, он постоянно движется. Все функции в теле включены, учебные зоны не дозрели – получаем неспокойного ребенка, которому ничего не интересно, и ярлык «ленивый ребенок». Не хочет учиться, медленно читает, а он и не ленивый вовсе, он просто буквы не видит, не может их воспроизвести».
Оптимальный вариант развития – когда ребенок рождается и начинает осваивать тело. Садится самостоятельно, ему дают поползать, встать самостоятельно, безо всяких приспособлений. Так он может адаптироваться в пространстве – узнать, как это: лево-право, верх-низ, назад-вперед. Он должен освоить все направления движения и плоскости. Научиться подползать, проползать, перелезать. Выработать процессуальность – умение находиться в деятельности, где есть несколько логически вытекающих друг из друга этапов. А тренируется это в бытовых вещах: помыть руки – поесть – убрать за собой. Тогда он понимает, как координировать тело, а значит, к моменту школы он сможет вписывать черточки и палочки в пространство тетради. Именно поэтому специалисты говорят, что раннее развитие, робототехнику и все, что связано с логикой, лучше оставить на возраст 7+. То же можно отнести и к гаджетам, где от ребенка требуется мало действий и есть слишком быстрый результат.
САМО НЕ ПРОЙДЕТ
Артем Игнатьев уже много лет занимается проблемами нарушений письма и чтения у детей, является учителем-логопедом, директором Центра психолого-педагогической помощи детям с дислексией, дисграфией и другими речевыми нарушениями, старшим преподавателем кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ им. В. Г. Тимирясова (КИУ), входит в состав рабочей группы по организации оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями письменной речи при Министерстве образования и науки РТ.
«В Америке и во многих европейских странах принято считать, что дислексия и дисграфия – скорее, особенность головного мозга, чем болезнь. В нашей стране эти состояния специалисты относят к нарушениям письменной речи клинико-педагогической классификации речевых нарушений, – расширяет границы темы Артем Евгеньевич. И обозначает более масштабный список причин, среди них – и недостаток общения, внимания со стороны взрослых.
– Есть даже теория, согласно которой речь идет о генетической особенности, связанной с VI или XV хромосомами. Родители моих учеников также подтверждают эту теорию, приводя свои личные примеры или примеры своих родителей».
Диагностикой и выявлением нарушений письменной речи призван заниматься школьный логопед. При необходимости – нейропсихолог, психолог, невролог, отоларинголог и даже психиатр – если ребенок неусидчив, раздражителен, у него есть судороги, проблемы с памятью, восприятием. Заключения «дислексия» и «дисграфия» логопед ставит не раньше второго полугодия второго класса, когда навыки чтения и письма должны быть уже полностью выработаны и автоматизированы, но предпосылки к нарушениям письменной речи уже видны в дошкольном возрасте. Таким образом, все дошкольники с речевыми нарушениями входят в группу риска, поэтому профилактическую работу стоит начинать в детском саду.
«Большинство таких детей учились, учатся и будут учиться в общеобразовательных организациях (школы, гимназии, лицеи), – констатирует эксперт. – В каждом классе любой школы можно найти такого ребенка. К сожалению, есть дети, у которых очень серьезные нарушения устной, письменной речи. Обычно родителям таких ребят предлагают начать или продолжить обучение в школах V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи. В нашей республике работают две такие школы – в Казани и Набережных Челнах».
Но что делать на начальном этапе учителям и родителям? Первым – более внимательно относиться к тому, как пишет и читает ребенок, и при необходимости показать его тетради школьному психологу, а лучше – логопеду. Не проводить самостоятельную диагностику и уж тем более коррекцию, а посоветовать родителям специалистов. Вторым – банальный совет: не отметать проблему и не заниматься самолечением. К сожалению, сами по себе дислексия и дисграфия не уходят, а со временем только ухудшают состояние ребенка. Успешность коррекции зависит от готовности ребенка и его родителей к продолжительной работе.
Радует, что в решении сложной проблемы есть много позитивных подвижек. Так, при Министерстве образования и науки РТ создана рабочая группа по организации оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи. В ее составе представители министерства, ведущие ученые и практики КИУ им. В. Г. Тимирясова, Института развития образования (ИРО) РТ, а также директоры и заведующие образовательными организациями Татарстана. Издано специальное пособие, есть видеосеминар. Параллельно преподаватели КИУ и ИРО обучают педагогов муниципальных районов РТ, в школах открываются логопедические пункты для помощи детям с речевыми нарушениями. Детские сады стали больше акцентировать внимание на профилактике нарушений письменной речи, педагоги посещают тематические семинары, чтобы пополнить знания в этом направлении.
Бесплатную консультацию можно получить в Ассоциации родителей детей с дислексией. Она существует в России с 2016 года, представляет собой объединение инициативной группы деятелей культуры, науки и бизнеса и создана для оказания многосторонней помощи детям с нарушениями письменной речи и их родителям. Ее основатель – российский общественный деятель, филантроп Мария Пиотровская.
Возможно, сам факт существования такого движения – повод задуматься, что родитель может сделать для того, чтобы ребенку стало комфортнее учиться в школе. Кстати, тем, кто впервые столкнулся с темой как новым для себя явлением, эксперты рекомендуют посмотреть индийский драматический фильм «Звездочки на земле», герой которого – ребенок с нарушениями письменной речи.
Оксана БИРЮКОВА