Русские мелодии и образы «Царской невесты»

В рамках XLI Международного фестиваля им. Ф. И. Шаляпина, который проходит на сцене ТАГТОиБ им. М. Джалиля, состоялся показ оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста».

Мир образов Римского-Корсакова поэтичен, светел, проникнут народным духом и традициями. В его спектаклях всегда присутствуют мотивы, разнообразные по характеру и палитре, но глубоко национальные: лирические и патриотические, героические и сказочные. Именно поэтому композитора часто называют гением русской музыки.

«Царская невеста» стала самой популярной оперой Н. Римского-Корсакова. В ней впервые он предпочел сказочному эпосу трагедию страстей в исторических декорациях, что вполне вписывается в западноевропейские традиции. В основу сюжета положена одноименная драма поэта и драматурга Л. А. Мея, который, в свою очередь, опирался на летописные рассказы о трагической судьбе третьей жены Ивана Грозного Марфы Собакиной, опубликованные в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Почти все герои оперы: Малюта Скуратов, Григорий Грязной, Собакины – реальные исторические личности, только образ Любаши – один из центральных в сюжетной линии – создан воображением драматурга.

«Царскую невесту» вполне можно назвать оперой о русских женщинах, поскольку именно женские образы в ней наиболее искусно выписаны драматургом. Кроткая Марфа Собакина и хищная Любаша – два характера, подсказанные, по словам драматурга, народными песнями. Партию Марфы исполнила солистка ТАГТОиБ им. М. Джалиля Гульнора Гатина, певица с ярким драматическим дарованием, лирико-колоратурным сопрано большого диапазона, природным темпераментом, прекрасной сценической внешностью и обаянием. Она воплощение кроткого национального характера, а ее чувство к жениху – боярину Ивану Сергеевичу Лыкову (Илья Селиванов, Большой театр России) – подлинная любовь-верность, любовь-служение. В их спокойный уютно-патриархальный купеческий мир вторгается история – Марфа выбрана в невесты Ивану Грозному. Но беда не приходит одна. К девушке пылает страстью опричник царя Григорий Грязной (Станислав Трифонов, Большой театр Республики Беларусь). Его любовница Любаша, страдая от раздирающей ревности, решается отравить соперницу. Роль Любаши исполнила Екатерина Сергеева из Мариинского театра. Обладая необыкновенным по красоте и силе меццо-сопрано, она сразу, в первом акте, покорила зрителя, спев народную песню без музыкального сопровождения. Ее Любаша – неукротимая русская Кармен, яркая, решительная, роковая. Она воплощает свой замысел – Марфа отравлена, но и сама Любаша погибает от руки Грязного. Круговорот страстей захватывает почти всех центральных персонажей. Не остается в стороне даже царский лекарь Елисей Бомелий (Максим Остроухов, «Новая Опера»), выменявший благосклонность Любаши на отравленное зелье. Безмерно горе отца Марфы – Василия Собакина (Михаил Казаков, ТАГТОиБ им. М. Джалиля, Большой театр России), потерявшего дочь.

«Царская невеста» – водоворот человеческих желаний, страстей и пороков вне времени и географии, поэтому зрителя не может оставить равнодушным то, что происходит на сцене.

Поскольку в этом году фестиваль приурочен к 150-летию Федора Шаляпина, организаторы при поддержке Президентского фонда культурных инициатив подготовили обширную культурную программу: концерты камерной музыки, спектакль «Шаляпин и Горький», лекции и круглые столы, посвященные творчеству великого русского баса, школу оперной критики и открытые репетиции. XLI Международный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина стал большим праздником оперного искусства, где бал правят гармония и красота.

Марина Горшкова

фото Виталий Янчишин

На главную
Яндекс.Метрика