Сергей ВАСИЛЬЕВ:
«Российский джаз – особенный»

Художественный руководитель и главный дирижер Филармонического джаз-оркестра Республики Татарстан Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая Сергей ВАСИЛЬЕВ уверен: каждый концерт – это магия создания живой музыки здесь и сейчас.

– Сергей Леонидович, как все начиналось?

– Старт казанскому джазу был дан в 1947 году приездом из Шанхая оркестра Олега Лундстрема. Спустя некоторое время коллектив Лундстрема перебрался в Москву, но его сподвижник Виктор Деринг остался в нашем городе и организовал ансамбль, который некоторое время назывался оркестром объединенной киносети, позже он стал оркестром кинематографии, а в 2011 году нашел свой дом в Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая. В это время руководил коллективом заслуженный деятель искусств РТ, профессор Анатолий Василевский, а я возглавил его в 2018 году.

– Вас пригласили в Казань из Самары? Расскажите о своем творческом пути, что привело Вас в наш город?

– Моя карьера достаточно типична. Это, конечно же, музыкальная школа, в моем варианте с блок-флейтой в качестве первого инструмента, затем, что очень примечательно, мне предложили учиться играть на саксофоне. Следующие этапы после школы – музучилище, университет, аспирантура.

Первый самостоятельный опыт я получил в качестве помощника дирижера в знаменитом «Фонограф-Джаз-Бэнде» Сергея Жилина. В Самаре работал дирижером эстрадно-симфонического оркестра. Могу сказать, что музыкальные работы самарского коллектива получили серьезный резонанс и этот этап совпал с интересным событием уже здесь, в Казани.

Татгосфилармония пригласила очень яркого и необычного джазового трубача, настоящую звезду европейского джаза Фабрицио Боссо, и нужен был дирижер, чтобы сделать его авторскую программу. Выбор пал на меня. Я приехал, отработал концерт и вернулся в Самару, после чего начались переговоры о возможности моего переезда в Казань.

– Что сегодня представляет собой Ваш коллектив?

– В целом у нас традиционный состав биг-бэнда. Хорошим довеском есть перкуссия. Она не обязательна, но это приятное дополнение. Состав команды за пять последних лет практически не изменился, это 18 человек на сцене и небольшая административная группа. Почти все музыканты – выпускники Казанской консерватории.

– Есть ли какая-либо классификация, этапы развития джаза?

– Необходимо понимать, что периодизация любого музыкального жанра представляет собой некоторую условность без точных временных границ. Но когда-то джаз начинался с религиозных песнопений афроамериканцев. Затем переместился на сцену и пришли белые исполнители с музыкальным образованием. Был этап развития как популярной танцевальной музыки, с какого-то момента появились аранжировщики и ноты. Напомню, что первые композиции передавались на слух. Затем нашлись музыканты, стремящиеся перейти от танцевальных мелодий к более сложным композициям, начались эксперименты с формой, гармонией, что создало джаз третьего течения. Когда родился рок, мир джаза отреагировал джаз-роком. В общем, наш жанр вбирал все, что было возможно и что происходило в музыке. Поэтому никто не даст точного определения современного джаза. Можно сказать, что наш жанр – это взгляд современных музыкантов на мир вообще и мир музыки в частности. Сегодня музыканты могут взять любой стандарт и создать современную аранжировку.

– А что такое современный российский джаз?

– Недавно я был на форуме, организованном фондом Игоря Бутмана, и видел презентацию фильма к столетию российского джаза. В конце ленты трубач Уинтон Марсалис – знаковая фигура – сказал, что российский джаз – это джаз, который играют люди из России. Они исполняют его по-особенному, со своим темпераментом, особым чувством. Это музыка со своими корнями, уникальной интонацией.

В западном джазе есть такой термин – вечнозеленый, вечно актуальный джазовый стандарт. Его составляют мелодии, написанные для известных мюзиклов, которые потом стали исполнять джазовые музыканты. А теперь просто вспомните, сколько гениальных мотивов написано для советских фильмов. Они потрясающе мелодичны, гармоничны, ритмичны. Сегодня мы берем их для концертов, и получается феноменально. Такие аранжировки вызывают эмоциональный восторг у публики, а значит, наши мелодии можно ставить в один ряд со знаменитыми джазовыми стандартами. Для того чтобы принять сказанное как факт, достаточно вспомнить такие фильмы, как «Карнавальная ночь», «За витриной универмага», «Дайте жалобную книгу», «Цирк», «Веселые ребята» и многие, многие другие.

– Насколько свободен джазмен и требуется ли ему музыкальная дисциплина?

– В оркестре всегда существует часть партии, исполняемая по нотам. По задумке композитора или аранжировщика могут быть предусмотрены сольные моменты. Есть определенное время, когда можно делать все, что считаешь нужным, при условии, что музыканты рядом понимают, что ты играешь. Самое главное требование – музыка не должна пострадать и потерять качество. А импровизацию можно понимать как сочинительство музыки в данный момент, ежесекундное ее создание.

– Поговорим о Вашем коллективе.

– Специфика филармонического оркестра в том, что основная площадка для работы – Татарская государственная филармония им. Габдуллы Тукая. Наш зритель – это люди, которые постоянно ходят на концерты. Я считаю, что не имею права отдавать предпочтение одному направлению, например, играть только классический джаз или только современный. Моя задача – сделать каждую программу интересной, затрагивающей разные стили. Возрастной слушатель ждет классику, молодежи необходимы свежие ритмы. А еще надо, чтобы человек, впервые пришедший на концерт, вернулся к нам, и не раз. Главное – сделать программу интересной, необычной.

– Случается выезжать за пределы Казани?

– Наш коллектив – постоянный участник джазовых фестивалей. Весной этого года Филармонический джаз-оркестр РТ по приглашению Игоря Бутмана принял участие в VII Международном фестивале «Джаз-гром». На сцене Светлановского зала Московского международного Дома музыки мы играли аранжировки татарских композиторов, например, пьесу «Аниса» и произведения Ключарева. Исполняли собственные произведения, мою композицию «Я расскажу тебе об одиночестве» и произведения нашего музыканта Равиля Камышева.

Если говорить о Татарстане, то есть отработанная программа детских концертов, которых было уже более 30. Работа с детьми – всегда особая статья, детская программа, конечно, состоит из классического джаза, и я всегда испытываю удовлетворение, когда в небольшой сельской школе нас встречает полный зал слушателей.

– И последний вопрос: что дает исполнение музыки лично Вам?

– Каждый выход на сцену – это радость музицирования. Выходя к зрителям, всегда делюсь со своим слушателем сокровенным, а живой отклик людей, пришедших на концерт, и есть главная награда для музыканта любого стиля и жанра.

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика