Столетие ЖКХ в Татарстане – время оглянуться назад

Фото Николая ТУГАНОВА

В апреле исполняется 100 лет с момента создания Управления коммунального хозяйства при Совете народных комиссаров Татарской АССР. Юбилей – прекрасный повод для того, чтобы вспомнить, как развивалась и эволюционировала сфера ЖКХ в советское и постсоветское время.

Как все начиналось

Если говорить о стране в целом, принято считать, что службы жилищно-коммунального хозяйства ведут свою родословную от «Наказа о Градском благочинии» царя Алексея Михайловича от апреля 1649 года. В нем государь повелевает: «Чтобы грязи не было – иметь на каждом дворе дворника», «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». Так на государственном уровне впервые появился надзор за исполнением функций «общественного благочиния». Указом Петра I от 16 января 1721 года эти функции передали созданной к тому времени российской полиции, и в последующие два столетия жилищно-коммунальное хозяйство находилось под патронажем силовиков.

В Татарстане работники ЖКХ попрощались с людьми в погонах в 1923 году. Именно тогда Управление коммунального хозяйства НКВД ТАССР было преобразовано в Управление коммунального хозяйства при Совете народных комиссаров ТАССР. Причем зоной его ответственности тогда стало не только оказание жилищно-коммунальных услуг, но также застройка в городах и поселках и эксплуатация общественного транспорта.

Кстати сказать, в период с 1918 по 1922 год в Стране Советов квартплаты вообще не существовало. Большевики считали, что если собственник в государстве один, то необходимость в квартплате отпадает. Зачем создавать дополнительную работу государственному аппарату: платить зарплату, а потом часть ее в виде налога забирать и направлять работникам ЖКХ?

Председатель Совета народных комиссаров РСФСР Владимир Ленин подписал декрет о повсеместной отмене взимания платы за пользование жилыми помещениями в национализированных и муниципальных домах с рабочих и служащих, а также лиц, находящихся на их иждивении. Кроме того, отменялась плата за пользование водопроводом, канализацией, газом, электричеством и даже общественными банями с государственных учреждений и предприятий и их сотрудников, включая лиц, находящихся на иждивении.

Квартплата в России была реанимирована в 1922 году, когда в молодой советской республике провозгласили Новую экономическую политику (НЭП) и кроме государства появились другие собственники жилья. Нэпманы платили по максимальной ставке, пенсионеры и безработные – по минимальной. А с окончанием НЭПа постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 4 января 1928 года ввели единую систему взимания квартплаты, сохранившуюся вплоть до распада Советского Союза.

Что касается размера квартплаты, то ее доля в семейных бюджетах, по свидетельству многочисленных исследователей этой темы, была ничтожной и в 1931 году составляла в среднем 5,8%, а в восьмидесятые годы – всего 2-3% от дохода семьи. Напомним для сравнения, что налог на бездетность, который в СССР платили бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет, составлял 6% от зарплаты.

Столь низкий размер квартплаты объяснялся тем, что основную долю расходов по содержанию жилья брало на себя государство. Так, в 1989 году на 1 рубль взимаемой с жильцов платы приходилось 6 рублей государственных дотаций.

При либерализации цен в 1992 году для тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) было решено сделать исключение, и квартплата осталась на прежнем уровне. До 2000 года Правительство РФ придерживало тарифы на услуги ЖКХ на фоне роста остальных цен, а затем начался их ускоренный подъем. В 1997 году Президент страны Борис Ельцин подписал Указ «О реформе ЖКХ», согласно которому планировалось увеличить долю населения в оплате ЖКУ с 35% в 1997 году до 100% в 2003 году. Однако затем 100-процентная оплата была отложена Государственной Думой РФ до 2008 года.

Реформы назрели

К началу 2000-х в жилищно-коммунальном хозяйстве страны накопилась масса нерешенных проблем. В подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» Федеральной целевой программы «Жилище» в ноябре 2001 года ситуация в ЖКХ была названа системным кризисом, обусловленным неэффективным управлением, плохим финансированием, отсутствием стимулов снижать издержки, износом основных фондов, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Для исправления ситуации предложили «новую систему экономических отношений». В соответствии с ней планировалось прекратить дотировать предприятия ЖКХ и начинать переводить бюджетные средства в форме субсидий и льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг непосредственно на социальные счета граждан, которые более заинтересованы в их эффективном использовании. Впервые осознали проблему роста количества аварийного и ветхого жилья, и здесь, уже не в первый раз, Татарстан оказался впереди России всей.

Не имеющая в стране аналогов Программа ликвидации ветхого жилья была принята Указом Президента РТ Минтимера Шаймиева «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья». Рассчитанная на 1996–2004 годы, она предполагала переселение в благоустроенное жилье более 46 тысяч семей. Реализацией программы занимался созданный в 1995 году Государственный жилищный фонд при Президенте РТ (ГЖФ). Впервые в качестве основного источника финансирования привлекли внебюджетные средства – 1% от дохода всех предприятий республики, что вызвало резкую негативную реакцию многих представителей бизнеса, считавших эту меру незаконной. Неслучайно в год 20-летнего юбилея создания ГЖФ Минтимер Шаймиев заявил журналистам: «Готов быть судимым за ликвидацию ветхого жилья, но принародно». За период действия программы в общей сложности собрано 20,6 млрд рублей. В ходе ее реализации было построено 52,8 тысячи квартир, из них 42,6 тысячи предоставлены бесплатно для переселения семей из ветхого жилья. А в 2005 году в Татарстане стартовала Программа социальной ипотеки. Еще через два года в стране был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, главной задачей которого стала реализация проекта капитального ремонта многоквартирных домов, которая успешно продолжается и сегодня.

Надежды и реальность

О том, каким должен стать завтрашний день ЖКХ, рассказал заместитель исполнительного директора ГЖФ Булат Гилманов, который в августе 2019 года провел пресс-тур для журналистов республиканских СМИ в Иннополисе. Построенные там арендные дома оборудованы системой учета расхода воды, газа и электроэнергии, так что показания счетчиков передаются в управляющую компанию без участия жильцов. А домофоны оборудованы встроенными видеокамерами с доступом в интернет. При этом попасть в свою квартиру можно тремя способами: открыв дверь обычным ключом, с помощью специального чипа или просто приложив к панели на двери палец, отпечаток которого предварительно сохранен в памяти «умной» квартиры.

Но это день завтрашний, а сегодняшний день ЖКХ – катастрофический объем давно уже отслуживших свой срок основных фондов – водопроводных, канализационных и тепловых сетей. Например, из 3 тысяч километров сетей казанского МУП «Водоканал» 70% – ветхие и аварийные, построенные еще в советское время и никогда не видевшие капремонта. Кардинально решить эту проблему призвана подготовленная Правительством РФ Программа по модернизации коммунальной инфраструктуры, которая уже обеспечена финансированием, о чем 24 января 2023 года сообщил Президент России Владимир Путин. Если в 2022 году на данные цели было направлено 170 млрд рублей, то на нынешний год выделено 440 млрд рублей. Безусловно, столь серьезные планы, озвученные в год столетия отрасли ЖКХ Татарстана, не могут не радовать.

Возможен был другой путь

Как известно, история не знает сослагательного наклонения. И все же есть мнение, причем весьма авторитетное, что жилищная реформа в России не только могла, но и должна была пойти другим путем. Это точка зрения генерального директора Агентства по госзаказу РТ, почетного работника ЖКХ России Якова Геллера. Сейчас уже мало кто помнит о том, что за 26 лет работы в ЖЭКе Набережных Челнов он сотворил настоящее чудо. Как-то в конце девяностых после совещания в дирекции КАМАЗа тогдашний министр экономики Татарстана Сергей Когогин попросил Геллера, к тому времени уже начальника Горжилуправления: «Покажи мне свои легендарные подъезды». Они зашли в один подъезд ближайшего дома, потом в другой. У входа сидел вахтер, гости вошли в лифт, поднялись на шестой этаж. Открылась дверь. На лестничной площадке стояли два кресла, журнальный столик, в вазе – икебана, торшер, на стене – картины с подсветкой с изображением водопада, на выходе из лифта – коврик. Когогин спросил: «Что за проект? Это прямо в квартиру, что ли, лифт открывается?» Все оказалось просто. После того как в автограде освоили выпуск и монтаж полипропиленовых труб, Яков Геллер объявил программу, по которой в подъездах комфортного проживания бесплатно меняли трубы. Он же, кстати, создал в Набережных Челнах и расчетно-регистрационный центр, прообраз нынешних ЕРЦ.

– Спасибо Рустаму Нургалиевичу Минниханову за то, что он дал мне возможность уйти из ЖЭКа в 2002 году, поскольку то, что называлось жилищной реформой, было противно моему пониманию как специалиста, – заявил Яков Геллер, выступая на ежегодной конференции Общероссийского народного фронта в Татарстане. – В мое время самой большой проблемой считался пьяный сантехник, а теперь вопросы ЖКХ обсуждают в Минстрое, ОНФ и на уровне Президента России. Тогда, в 2000 году, я говорил Надежде Борисовне Косаревой и Сергею Борисовичу Сиваеву, которые писали Жилищный кодекс РФ, что нельзя превращать квартплату в налог и отдавать его в частные руки. И что приватизировать имущество нужно на толщину обоев. Потому что неправильно считать квартиру частной собственностью, если не можешь продать ее наружную панель. Когда приватизируют все 100 квартир в 100-квартирном доме, то останется вопрос, кому принадлежит лифт, лавочка у подъезда и асфальт. Мне отвечали, что это будет общедолевая собственность. «Колхоз, – говорил я, – хотите, покажу вам колхозную технику, которая еще сохранилась? Нельзя общим собранием обсуждать, делать или не делать ремонт». Но меня не услышали…

По мнению Геллера, в жилье возможна только одна реформа: у дома должен быть хозяин. Жильцы приватизировали свои квартиры на толщину обоев и линолеума, а весь дом оформил в собственность в Росреестре за 1 рубль бизнесмен-жилищник, и теперь лифт, крыша, подвал и внутридомовое благоустройство – его головная боль. Он берет кредит в банке, делает капитальный ремонт и за счет увеличения меж­ремонтных сроков и платежей населения, где зафиксирована плата за текущий ремонт, свой кредит погашает. Тогда все станет на свои места. А если бизнесмен-жилищник не справился и разорился, то дом выкупит другой, более удачливый и профессиональный.

Если бы тогда Геллера услышали, сейчас у нашего ЖКХ была бы совсем другая история.

Вадим СЕРГЕЕВ

На главную
Яндекс.Метрика