Большой и Мариинский в Казани

В конце февраля в столице Татарстана состоялось знаковое культурное событие – в рамках XLI Международного оперного фестиваля им. Ф. И. Шаляпина на казанской сцене был представлен спектакль Мариинского театра «Хованщина» (г. Санкт-Петербург), а гала-концерт прошел с участием оркестра и солистов Большого театра России (г. Москва).

«Хованщина»: без Шаляпина судьба русской оперы могла быть другой

Приезд Мариинского театра в Казань стал возможен благодаря беспрецедентной поддержке фестиваля со стороны Министерства культуры Российской Федерации и руководства республики. Опера Модеста Мусоргского «Хованщина» – произведение, в котором талант Федора Ивановича раскрылся с необыкновенной силой, он стал всемирно известным. Но и Шаляпин, в свою очередь, многое сделал для того, чтобы русская опера обрела всемирную славу.

Народную музыкальную драму «Хованщина» Модест Мусоргский писал с 1872 года до самой своей смерти в 1881 году, но не закончил финал, полностью отсутствовала оркестровка. Эту работу проделал друг композитора Николай Римский-Корсаков. Однако в 1883 году оперный комитет при Дирекции Императорских театров отказал «Хованщине» в постановке. Историческая тема русского церковного раскола, воплощенная в произведении из пяти актов, привлекла внимание московской Частной оперы Саввы Мамонтова, где в 1897 году и состоялась премьера с участием 24-летнего Шаляпина. В работе над образом главы раскольников Досифея певец обратился за консультациями к известному современнику – историку Василию Ключевскому, который раскрыл подробности выбранной Мусоргским эпохи, помог в понимании образов. Постановка стала грандиозным историческим полотном, в Петербурге заговорили о новом высоком басе и «Хованщине».

В Императорских театрах молодой талант выступил не только как исполнитель, но и как режиссер. Сохранилось немало воспоминаний современников о Шаляпине-режиссере: как репетировал с каждым артистом его партию под аккомпанемент на фортепиано и добивался осмысленного отношения к роли, как работал с хором. Дирижеры вынуждены были во всем подчиниться указаниям молодого гения, даже в вопросах темпов. В результате «Хованщина» имела огромный успех как в Мариинском, так и в Большом театрах. Благодаря Федору Ивановичу русская опера получила популярность в Европе, «Хованщину» перевели на италь­янский и исполнили в «Ла Скала», а Сергей Дягилев включил ее в программы Русских сезонов в Париже и Лондоне. Кстати, для Русских сезонов был заказан новый финал оперы, его выполнил Игорь Стравинский совместно с Морисом Равелем, а сценографию создал молодой художник Федор Федоровский. Интересно, что спектакль, который увидел казанский зритель, также идет в сценографии Федоровского, но более позднего времени. Новую сценическую версию создал Юрий Александров в 2000 году, оркестровка Дмитрия Шостаковича 1960 года.

Партию Досифея на казанской сцене исполнил народный артист России Владимир Ванеев. Перед спектаклем он признался, что еще в студенческие годы изучил все книги, в которых Шаляпин описал свое понимание роли и то, как ее необходимо представить зрителю, что, разумеется, повлияло на интерпретацию образа. «Без Шаляпина русская опера просто не существовала бы в том виде, в котором она сейчас есть. Это была революция, однозначно», – отметил певец, подчеркнув, что сам отыграл около 200 спектаклей и за это время его понимание образа сильно эволюционировало. В спектакле Мариинского театра зритель увидел мощную фигуру духовного лидера с непререкаемым авторитетом, который готов погибнуть за свои убеждения. И погибает в финале, но остается победителем – именно внутренняя сила главы раскольников и его вера особенно притягательны в этом образе. Он как будто сошел с древних икон. Соответствует образу и мощный, глубокий бас Владимира Ванеева.

Спектакль собрал уникальных артистов, неповторимые по глубине и колориту голоса, особенно мужские: князь Иван Хованский – лауреат международных конкурсов Михаил Петренко, князь Андрей Хованский – заслуженный артист Республики Башкортостан Сергей Скороходов, князь Василий Голицын – заслуженный артист России Евгений Акимов, боярин Шакловитый – лау­реат международных конкурсов Вячеслав Васильев. Из женских персонажей на казанского зрителя произвела неизгладимое впечатление Юлия Маточкина, лауреат международных конкурсов. Она исполнила роль раскольницы Марфы, создав очень цельный и целомудренный образ.

Одно из безусловных и неоспоримых достоинств спектакля – стилевая целостность, где все: сценография, декорации, костюмы, исполнение главных партий, а также мощное звучание хора и оркестра под управлением маэстро Валерия Гергиева – подчинено единой художественной задаче. И несмотря на то, что спектакль шел более пяти часов и закончился около полуночи, зрители, увлекаемые сюжетной линией, затаив дыхание, завороженно смотрели и слушали представленное их вниманию произведение. Драматической кульминацией становится последняя картина, когда обреченные раскольники поджигают скит и сгорают в нем сами, а пожар и обрушение постройки натуралистичны и пугающи. Сцена выглядит символично, напоминая о трагичных и фатальных поворотах российской истории, заставляя задуматься о роли в ней человека, его выборе, вере и правде…

Гала-концерт «Я – Божьей милостью – певец…»

Кульминационным событием фестиваля стал Гала-концерт, который прошел с участием солистов и оркестра Государственного академического Большого театра России. Генеральный директор Большого театра Владимир Урин перед представлением признался нашему изданию, что с Татарстаном его связывают замечательные воспоминания, в том числе о культурной жизни республики. «Когда я работал в Союзе театральных деятелей, часто бывал в Казани, – рассказал он. – Так случилось, что в прошлом году мы с супругой отдыхали в Татарстане, в Болгаре. Получили совершенно потрясающие, незабываемые впечатления. Именно тогда договорились с Рауфалем Сабировичем (Мухаметзяновым, директором ТАГТОиБ им. М. Джалиля. – Авт.), с которым знакомы много лет, что Большой театр будет участвовать в совместном концерте, посвященном 150-летию великого вашего земляка. Поэтому сегодня мы здесь».

Гала-концерт под названием «Я – Божьей милостью – певец…» прошел в формате театральной постановки (режиссер Михаил Панджавидзе, художник Гарри Гуммель). В первом отделении зритель услышал романсы и русские народные песни. По свидетельствам современников, когда Шаляпин их исполнял, «слушателям казалось, что поет сама Россия…» (из воспоминаний Галины Улановой). Прозвучали и самые известные басовые хиты из музыкальных творений русских композиторов: арии Мельника из оперы А. Даргомыжского «Русалка», Варяжского гостя из «Садко» Н. Римского-Корсакова, Кончака из «Князя Игоря» А. Бородина, рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Среди исполнителей – народные и заслуженные артисты: Владимир Ванеев и Михаил Колелишвили (Мариинский театр), Олег Долгов (Большой театр России), Михаил Казаков (Большой театр России, ТАГТОиБ им. М. Джалиля), Годердзи Джанелидзе (Грузия), Андрей Валентий (Большой театр Беларуси). Кроме того, перед зрителем предстал эмоционально-экспрессивный мир «Половецких плясок» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» (солисты – Аманда Гомес, Антон Полодюк, Олеся Пичугина, Алина Штейнберг, Алессандро Каггеджи). Первая часть закончилась монументальной сценой коронации из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».

Второе отделение было посвящено шедеврам мировой музыкальной культуры – прозвучали отрывки из произведений Дж. Россини, Ш. Гуно, Дж. Пуччини, Дж. Верди, Р. Леонкавалло в исполнении хорошо знакомого казанскому зрителю Ахмеда Агади (Мариинский театр), Эльчина Азизова, Агунды Кулаевой и Анны Аглатовой (Большой театр России), а также Гульноры Гатиной и Венеры Протасовой (ТАГТОиБ им. М. Джалиля). Сцена «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст» стала украшением и хореографическим дополнением второго отделения (солисты – Кристина Андреева, Вагнер Карвальо, Олег Ивенко). Оркестром Государственного академического Большого театра России на гала-концерте дирижировали, сменяя друг друга, заслуженный артист России Антон Гришанин, заслуженный артист Азербайджана Эйюб Кулиев и итальянский маэстро Марко Боэми.

Гала-концерт закончился хором «Славься!» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя». И это не случайно. Именно с нее ведет отсчет история музыкального театра в Казани, а это почти 150 лет – впервые спектакль поставлен в 1874 году. Как сообщил нашему журналу директор ТАГТОиБ им. М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, «Жизнь за царя» откроет фестиваль в 2024 году в честь 150-летия театра. Он также рассказал, что в настоящее время осуществляется замысел оперы, посвященной Ф. И. Шаляпину. Музыку пишет композитор Эльмир Низамов, автор первого татарского мюзикла «Алтын Казан». «Как скоро спектакль сможет увидеть зритель, сказать пока не могу, поскольку это процесс творческий, но работа уже началась», – отметил Р. Мухаметзянов. Так что впереди зрителя ждет много интересного.

Марина ГОРШКОВА

На главную
Яндекс.Метрика