Нужен ли России русский хоккей?

Золотым матчем между двумя сильнейшими командами регулярного первенства «СКА-Нефтяник» (Хабаровск) и «Кузбасс» (Кемерово) завершился ХХХI чемпионат Суперлиги по хоккею с мячом. Матч состоялся на шикарной хабаровской Арене «Ерофей» в присутствии более чем 9000 зрителей и принес победу со счетом 3:1 хозяевам, которыми руководит наставник Михаил Пашкин, еще в прошлом сезоне работавший главным тренером казанского «Ак Барс – Динамо».

Пашкин обращает в золото все, к чему прикасается: команды, которыми он руководит, завоевывают титул. В 2021 году – красноярский «Енисей», сейчас – «СКА-Нефтяник», чемпион страны с 2017 по 2020 год. В минувшем сезоне хабаровчане взяли, помимо титула, Кубок и Суперкубок России. Бронзовым призером нынешнего чемпионата стал архангельский «Водник», в «малом» финале одолевший прошлогоднего чемпиона – московское «Динамо». Казанский «Ак Барс – Динамо» под руководством звездного в прошлом игрока «Енисея», «Динамо» и сборной России Ивана Максимова пробился в плей-офф и замкнул восьмерку сильнейших.

Казалось бы, насыщенный интригующий сезон завершился ярким финальным аккордом. Но у большинства болельщиков нет удовлетворения. Русский хоккей, который мог и должен был стать символом нации, погружается в пучину застоя. Попробую аргументировать.

Хоккей с мячом пустил на Руси корни еще во времена Ивана Грозного. Клюшкование, загон, юла, шарение – под этими названиями игра прошла через века и эпохи. К концу ХIХ века благодаря работавшим в Санкт-Петербурге английским специалистам она принимает уже вполне современный вид. В столицах появляются первые команды, в частности «Юсупов сад» в Петербурге, «Сокольнический клуб спорта» в Москве. Составляются правила, проводится первый официальный матч – 8 марта 1898 года. Заглохшая в годы революции и Гражданской войны народная забава, отражающая в себе лучшие черты национального характера – скорость, удаль, командный дух, возрождается в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века. В середине 30-х проводятся первые чемпионаты СССР среди мужских и женских команд. В хоккей, который получает неофициальное название «русский», играли легендарный конькобежец Паншин, первый российский олимпийский чемпион, фигурист Панин-Коломенкин… Никогда не забуду, как на выставке в Ульяновске, проходившей в дни чемпионата мира – 2016, меня поразили клюшка, сделанная из… оглобли для телеги, и фотография мамы великого голкипера Владислава Третьяка в полной хоккейной амуниции…

С 1937 года начинает проводиться розыгрыш Кубка Советского Союза, с 1950 года возобновляется чемпионат страны среди клубов. А сборная СССР в середине 50-х становится самой титулованной командой в мировом бенди (так хоккей с мячом называют шведы). 14 титулов у советской и 12 у ее правопреемницы российской сборной – подтверждение того факта, каких высот достигла игра в нашей необъятной стране.

Но сколько же в современных реалиях болевых точек! Проблема первая – инфраструктура. Хоккей с мячом очень зависит от погодных условий, поэтому наличие искусственного льда под крышей – жизненная необходимость. Качество льда, удобство для спортсменов, комфорт для болельщиков, нормальные условия для учебно-тренировочного процесса основной команды и детско-юношеской школы – вот преимущества, которые дает крытая арена с большим ледовым полем. Да, в последнее десятилетие многое сделано. Появились вместительные многофункциональные ледовые дворцы, во многих из которых можно проводить соревнования и по конькобежному спорту, керлингу, организовывать массовое катание. Это Арена «Ерофей» (вместительностью 10400 человек) в Хабаровске (год ввода в эксплуатацию – 2013), «Волга-Спорт-Арена» (5000) в Ульяновске (2014), Арена «Енисей» (10000) в Красноярске (2018), Ледовый дворец «Байкал» (6000) в Иркутске (2020), Ледовый дворец «Кузбасс» (6000) в Кемерове (2021). Но как в рамках одного турнира, причем в элитном дивизионе, можно проводить матчи на открытых всем ветрам, утопающих в сугробах стадионах в Первоуральске (год постройки 1955), Уфе (1934, реконструирован в 2007), Мурманске (стадион «Строитель» был открыт в день начала войны – 22 июня 1941, обновлен в 2021)?

Как пингвины в окружении снежных торосов, жмутся друг к другу на обледенелых лавках преданные русскому хоккею стайки болельщиков в таких мощных индустриальных и спортивно-культурных центрах, как Новосибирск или Нижний Новгород. По несколько раз за сезон кочует с одного стадиона на другой «Ак Барс – Динамо» из Казани. Особо жалко кировских болельщиков… Одна из лучших в стране школ «Родина» дала хоккею десятки выдающихся мастеров, многократных чемпионов мира и страны: от Леонида Лобачева, Сергея Обухова и Александра Тюкавина до Сергея Шабурова, Алексея Бушуева, Михаила Жданова – и сейчас продолжает «плодоносить». В столице богатого природными ресурсами края хоккей с мячом –
практически единственный любимый всеми вид спорта.
А команда с двумя ничьими и 24 (!) поражениями в 26 матчах как осела на нижнем этаже турнирной таблицы, так и не сдвинулась с него. Неужели космических затрат требует перекрытие крыши над стадионом «Родина»?

В свое время руководство Континентальной хоккейной лиги предъявило участникам проекта жесткие требования к ледовым аренам – их оснащению, современному виду, комфорту, вместимости, наличию запасного льда. Даже клуб «Лада» – первый немосковский победитель первенства России, обладающий знаменитой хоккейной школой, – давно обзавелся современным ледовым дворцом, правда, не выполнил ряд других финансовых требований и до сих пор не может вернуться в КХЛ. На днях провели капитальную реконструкцию Дворца кузнецких металлургов еще в одном хоккейном центре – Новокузнецке, а ведь «Металлург», как и «Лада», выступает в ВХЛ – втором дивизионе нашего хоккея. Если говорить про футбол, про РПЛ, там многие стадионы принимали чемпионат мира, и этим все сказано. Но вот «Рубин» играет в этом сезоне в Первой лиге, и, за редчайшим исключением, везде комфортабельные стадиончики с современным покрытием. Что же мешает руководству ФХМР (Федерации хоккея с мячом России) обязать клубы – участников Суперлиги обзавестись в ближайшие сроки крытыми ледовыми аренами (пусть даже скромными, как в Ульяновске или Кемерове)?

Доходит до смешного и грустного одновременно. Первый четвертьфинальный матч этого чемпионата между «Енисеем» и московским «Динамо» проходит в вечернее, удобное для зрителей время на Арене «Енисей» в присутствии 3150 зрителей. После этого команды переезжают в гости к действующему (на тот момент) чемпиону – московскому «Динамо». В гигантском мегаполисе льда для чемпионов страны не нашлось – в крытом «Крылатском» уже который год размещается… ковидный госпиталь, и игра проходит на открытом катке в Красногорске. Первый ответный матч 6 марта, в понедельник, в 13:00, на трибунах 223 зрителя. На следующий, рабочий день, и тоже в 13:00, уже «почти аншлаг» – 276 болельщиков… Погода плюсовая, лед превращается в кашу, по вратарской площади спотыкается и пропускает смешные мячи вратарь сибиряков Драничников, лужи гасят скорость самого выдающегося из играющих ныне корифеев бенди Сергея Ломанова… И это плей-офф.

Есть команды, которые давно не играют или влачат жалкое существование в Высшей или Первой лигах. Так сложилось, что в советские времена многие клубы по хоккею с мячом зависели от градообразующих промышленных предприятий, преимущественно военно-оборонного комплекса. Что произошло с промышленностью в 90-е годы, напоминать не надо. Команды стали закрываться. Для большого хоккея пропали краснотурьинский «Маяк» и усть-илимский «Лесохимик», читинский «Забайкалец» и абаканские «Саяны» (не маленькие городки), «Агрохимик» из Березников и «Североникель» из Мончегорска. А ведь из этих мест вышли люди, определявшие современные тенденции развития игры. Шестикратный чемпион мира, наверное, самый техничный игрок в истории хоккея Михаил Свешников – родом из Карпинска, Свердловской области, выдающийся бомбардир, наколотивший более 1000 (!) мячей в чемпионатах страны, Евгений Иванушкин постигал первые азы хоккейного мастерства в Краснотурьинске. В последние годы «оборонка» восстановилась, а кто будет восстанавливать «исчезнувшие» команды?

88-летнему Николаю Дуракову, живой легенде советского хоккея, семикратному чемпиону мира, в родном Екатеринбурге при жизни поставили памятник. А его родная команда «СКА-Свердловск», 11-кратный чемпион СССР, давно не выступает в Высшей лиге. Уверен, что выдающийся ветеран с удовольствием посмотрел бы на соперничество «армейцев» с сильнейшими клубами страны. Увы…

Еще год назад в Суперлиге выступал «Строитель» из столицы Республики Коми – Сыктывкара. Оказался финансово несостоятельным, с 2022 года молодежным составом играет в Высшей лиге. А ведь Сыктывкар – родина шестикратного чемпиона мира, выдающегося защитника Павла Франца, четырехкратного чемпиона мира, нынешнего капитана и лидера казанского «Ак Барс – Динамо» Игоря Ларионова. Именно в «Строителе» начинал свою карьеру наставника тренер №1 в истории мирового хоккея с мячом Владимир Владимирович Янко…

Мы теряем хоккейную Россию, но Федерация проводит выставочные матчи для монахов на Соловках, духовный патрон русского хоккея Русская православная церковь освящает новогодний турнир для детских команд на призы патриарха на Красной площади. Бессменный с 2009 года президент ФХМР Борис Скрынник перерезает ленточку на открытии очередного спорткомплекса и благословляет старт Студенческой лиги… Все это дела благие. Но проблемы-то загоняются вглубь. Спора нет, в минувшем первенстве почти в каждом туре случалось по одной-двум «зарубам», когда в бескомпромиссной борьбе выявляли сильнейшего команды «большой шестерки» из Москвы, Хабаровска, Архангельска, Кемерова, Красноярска и Иркутска. Было немало сенсаций, когда очки у грандов отнимала прибавившая в игре «Волга» и даже проваливший сезон «Уральский трубник». Но связаны большинство этих сенсаций с тем, что весь первый круг не мог найти свою игру многократный чемпион страны «Енисей», одно время даже не входивший… в число участников плей-офф. В любом случае в глаза бьет обилие побед «больших» над «маленькими» с неприличными результатами – 12:4, 11:0, 10:4, 14:2, 11:1…

В плей-офф, казалось бы, собрались сильнейшие. Однако первый четвертьфинальный матч на своем льду в присутствии 4000 зрителей «Байкал-Энергия» проигрывает «Кузбассу» со счетом 2:8, в другом четвертьфинале «Водник» громит «Волгу» 12:2. «Ак Барс – Динамо» в первом раунде плей-офф на льду «Трудовых резервов» «летит» от хабаровских «кабанов» 2:11.

С матчами в Казани вообще происходит анекдот. Ответную игру соперники должны проводить в Хабаровске. Но зачем «СКА-Нефтянику» баловать свою публику и обеим соперникам тратиться на «бессмысленный» дорогой перелет на край страны? Соотношение сил и так ясно, после победы в серии дальневосточникам все равно играть в Подмосковье с «Динамо». В итоге команды через три дня переезжают не в Хабаровск, а в… Дербышки и (в понедельник, в рабочее время, при 55 (!) зрителях) проводят между собой «ответный» поединок, он завершается со счетом 11:3. …Вы себе в КХЛ можете такое представить? «А зачем лететь во Владивосток, все равно в случае победы в серии играть в соседней Казани, ну а свой приморский болельщик пусть поболеет за команду по телевизору в час ночи».

ФХМР надо брать пример с коллег из баскетбольной Единой лиги ВТБ. Там между первым, «гладким» и вторым кубковым этапом первенства прямо по ходу сезона организовали второй этап. Шесть сильнейших клубов, обеспечивших себе места в плей-офф, играют между собой, и переполненные трибуны наслаждаются схватками ЦСКА, «УНИКСа», «Зенита», «Локомотива-Кубани» с непредсказуемым исходом, остальные участники лиги в не менее бескомпромиссной борьбе определяют еще двух участников стадии с выбыванием. Это же готовая формула для хоккейной Суперлиги, где тоже есть «большая шестерка». Можно не шестерку, а четверку выделить, но в любом случае возрастет количество матчей из категории «топ», исчезнет «болото»…

Почему полуфинальные серии проводятся до двух, а не до трех побед, что более объективно определило бы силу победителя? Почему финал и матч за третье место решили провести не на нейтральных полях, а в Хабаровске и соответственно в Архангельске, что изначально предоставило дополнительную фору хозяевам – «СКА-Нефтянику» и «Воднику»? В ФХМР, кстати, есть не совсем понятное разъяснение – дескать, Хабаровск и Архангельск «выиграли конкурс за право проведения «большого» и «малого» финалов»…

Последний громкий скандал в русском хоккее случился шесть лет тому назад, когда 26 февраля 2017 года «Водник» и «Байкал-Энергия», цинично выбирая себе соперников в плей-офф, сыграли в Архангельске со счетом 9:11, причем все 20 мячей игроки забили… в свои ворота. Прошло шесть лет, а что принципиально изменилось?

Вот пара примеров из этого чемпионата. 28 февраля, последний тур. В Архангельске действующий серебряный призер «Водник» принимает середняка – ульяновскую «Волгу». Гости вопреки всем прогнозам и реальному соотношению сил наносят фавориту единственное в сезоне поражение на его поле и, опережая на два очка «Байкал-­Энергию», занимают шестое место. В результате архангелогородцы избегают поездки в первом раунде плей-офф в гости к непредсказуемой иркутской команде и получают в соперники по четвертьфиналу… «Волгу», которую через три дня побеждают (8:5) в гостях, а 6 марта в пух и прах разносят на родном «Труде» – 12:2. Интересно, за неделю «Волга» разучилась играть или «Водник» научился?

Второй пример тоже связан с «Водником». В первом поединке полуфинальной серии подопечные экс-тренера «Ак Барс – Динамо» Ильяса Хандаева в присутствии семи с половиной тысяч болельщиков в дополнительное время за счет «золотого» гола Евгения Дергаева вырывают победу у «Кузбасса» – 6:5. Команды переезжают в Кемерово. Напомню, серия идет до двух побед. До 74-й минуты матча счет равный 2:2. В последние четверть часа игры хозяева забивают три мяча, побеждают 5:2 и сравнивают счет в серии. Вопросов не должно возникнуть, если только не знать, что на последних минутах матча за третье удаление до конца игры судьи выгнали с поля одного из лидеров северян – Насекина, что последний мяч хозяева забили с 12-метрового штрафного удара и что общее соотношение штрафного времени по итогам игры следующее: «Кузбасс» – 0 минут, «Водник» – 100 минут…

Так нужен ли русский хоккей огромной, влюбленной в спорт и обладающей неисчерпаемыми талантами России? Конечно, нужен. Почти 8000 зрителей на трибунах архангельского «Труда» на встрече за третье место, более 9000 поклонников хоккея на золотом матче в Хабаровске… Интересные, с непредсказуемой развязкой поединки команд «большой шестерки», битвы аутсайдеров, голевые подвиги Алмаза Миргазова и Евгения Волгужева, Владимира Каланчина и Евгения Дергаева, неувядаемое мастерство Сергея Ломанова и Юрия Шардакова, Игоря Ларионова и Алана Джусоева, вратарское долголетие Романа Черных и Дениса Рысева, богатый тактико-технический арсенал звездных легионеров Туомаса Мяаття и Симона Янссона… Русский хоккей щедр играми, именами, сюжетами, он продолжает привлекать тысячи мальчишек в секции и тысячи болельщиков на трибуны. Заложен огромный потенциал, реализация которого могла бы сделать этот вид спорта образом жизни молодого поколения… Но все позитивное, что существует в его развитии в России, происходит, увы, не благодаря, а вопреки… Вот так и живем, в стиле придуманной в народе язвительной сентенции «Что почем, хоккей с мячом?». А могли бы жить совсем по-другому.

Александр НОРДЕН

На главную
Яндекс.Метрика