12 мая спектакль «Спящая красавица» на музыку П.И. Чайковского дал старт XXXVI Международному фестивалю классического балета имени Рудольфа Нуриева. Он проходит в год 85-летия великого артиста, который «Спящую красавицу» называл «балетом балетов». Сам Нуриев не только блестяще выступал в этом спектакле, но осуществил его постановки в театрах Берлина, Парижа, Милана, Вены и Монреаля.
Балет-феерия в двух действиях в Казани представлен в обновленной постановке Владимира Яковлева 2021 года. Сохранив хореографию Мариуса Петипа, балетмейстер сократил спектакль, изменил некоторые мезансцены, но сделал это бережно. Кроме того, сказка обрела признаки времени: в начале спектакля перед нами предстает эпоха Людовика XIV с атрибутами своей эстетики, соответствующими костюмами и париками, а второй акт, когда Аврора просыпается по прошествии ста лет, — эпоха рококо, время Людовика XVI со своей стилистикой.
В роли Принцессы Авроры зритель увидел приму Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, заслуженную артистку Республики Татарстан Кристину Андрееву, которая и по фактуре, и по исполнительской манере полностью соответствует образу сказочной принцессы. Сложная хореографическая партитура исполнена балериной технически безупречно, легко и выразительно. В партии Принца Дезире впервые на Нуриевском фестивале и на сцене нашего театра выступил премьер Государственного академического Большого театра России Дмитрий Выскубенко, который еще недавно был солистом Баварского балета. Обладая уникальными данными, танцовщик легко пересекал сцену одним прыжком, был убедителен и в технических, и артистических компонентах роли. Его принц – чистый душой юноша, искренняя любовь которого способна разрушить любые злые чары.
Кстати, о чарах. Партию Злой Феи Карабос исполнила артистка ТАГТОиБ им. М. Джалиля Олеся Пичугина, балерина широкого диапазона, прекрасно владеющая как классической хореографией, так и современной. Образ Карабос решен не совсем традиционно: Злая Фея облачена не в черный бесформенный плащ, а в пачку, равно как и другие феи. Яркая и харизматичная, с огромными ногтями на руках, которыми она активно жестикулирует, Злая Фея Олеси Пичугиной гипнотизирует не только персонажей, но и зрителей.
Фею Сирени представила техничная и обаятельная Алина Каичева из театра «Кремлевский балет» Государственного Кремлевского Дворца. Па-де-де Голубой Птицы и Принцессы Флорины исполнили гости из Марийского государственного театра оперы и балеты им. Э. Сапаева Итару Нада и Кристина Михайлова. Итару Нада – уроженец японского города Осака, выпускник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – несмотря на молодой возраст (ему 21 год) уже стал ведущим солистом Марийского театра, и это вполне заслуженно – артист обладает прекрасными данными.
Органично в дуэте с ним выглядит и партнерша Кристина Михайлова.
Все приглашенные артисты украсили спектакль и порадовали зрителей новыми впечатлениями и эмоциями. По словам художественного руководителя балета Владимира Яковлева, в фестивале примут участие 36 гостей. Ждем следующих спектаклей.
Марина Горшкова
фото Виталий Янчишин