Татарстан – лидер во многих отраслях, и транспортная сфера не исключение. На территории республики реализуется ряд значимых проектов. Задач много, тем более что в силу географического положения и исторического развития Татарстан является важнейшим транспортным узлом страны. Об основных достижениях отрасли – в интервью с министром транспорта и дорожного хозяйства РТ Фаритом ХАНИФОВЫМ.
– Фарит Мударисович, в настоящее время дорожники воплощают в жизнь серьезные планы по улучшению инфраструктуры нашего края…
– Именно так. В соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года осуществляется строительство федеральных автодорожных проектов: М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» (142 км) в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай», М-7 «Волга» на участке обхода Нижнекамска и Набережных Челнов (81 км) в составе маршрута «Казань – Екатеринбург».
– Каково текущее состояние дел на скоростной автомобильной дороге М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань»?
– На данный момент выполнены работы на общую сумму 176,7 млрд рублей. Завершена надвижка самого протяженного моста через реку Волгу на М-12. На проезжей части дороги осуществляется устройство покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона, а также металлического барьерного ограждения, искусственного освещения и очистных сооружений. А 20 декабря нынешнего года планируется открыть движение на участке трассы М-12 «Восток» от Арзамаса до Казани. Вместе с тем после запуска движения по дороге работы на ней еще продолжатся. Ввод в эксплуатацию трассы М-12 состоится в 2024 году. На ее основе будет сформирован скоростной маршрут «Россия» длиной 12 тыс. км от Санкт-Петербурга до Владивостока.
– Не менее актуальный проект – трасса Шали (М-7) – Бавлы (М-5), которая позволит напрямую связать между собой две важнейшие автомагистрали страны. На каком этапе он находится?
– Развернуты работы на всех трех этапах строительства по искусственным сооружениям, в том числе возведение моста через реку Шешма (армирование и бетонирование опор), переустройство инженерных коммуникаций, строительство водопропускных труб, возведение земляного полотна, устройство конструктивных слоев основания дорожной одежды, укладка верхнего слоя основания, нижнего слоя покрытия асфальтобетона.
Магистраль Алексеевское – Альметьевск в составе Шали (М-7) – Бавлы (М-5) будет готова в декабре 2024 года. Эта дорога – перемычка между двумя федеральными трассами. Протяженность участка «Алексеевское – Альметьевск» – 144,873 км, категория – 1А, число полос движения – 4, расчетная скорость движения – 150 км/ч. Она пересекает Алексеевский, Чистопольский, Черемшанский, Новошешминский, Альметьевский муниципальные районы Татарстана. Основные работы сейчас – земляные, стабилизация грунта, отсыпка подстилающих слоев, устройство слоя основания из щебеночно-песчаной смеси, щебеночно-гравийно-песчаной смеси М-60. Всего на объекте преду-
смотрены 42 искусственных сооружения.
Отмечу, что задействовано девять асфальтобетонных заводов общей мощностью 15400 тонн в сутки, или 2,6 млн тонн в сезон, а также шесть грунтосмесительных установок мощностью 1,176 млн куб. метров в сезон, полностью обеспечивающих потребность в данной продукции на объекте.
– Кто финансирует ремонт федеральных трасс? И где на данный момент ведутся работы?
– Деньги идут из бюджета Российской Федерации на содержание, текущий и капитальный ремонт, строительство и реконструкцию автодорог федерального значения и искусственных сооружений на них, и в Татарстане эта сумма составляет более 14 млрд рублей (заказчик – ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»).
Один из крупномасштабных проектов – строительство дороги М-7 на участке обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. Это будет четырехполосная автодорога IБ категории, 10 мостов, 5 транспортных развязок, 11 путепроводов и 5 пересечений на разных уровнях. Для обеспечения безопасности движения на развязках установят электроосвещение, а чтобы исключить выезды на встречную полосу движения, потоки разделят металлическим двухсторонним барьерным ограждением. Строительство предполагает три этапа, полностью планируется завершить работы до конца 2024 года.
На мосту через Каму протяженностью 1,3 км началась надвижка металлического пролетного строения. Мост возводят на первом этапе обхода, ведется устройство земляного полотна и дорожной одежды. На втором этапе практически завершены земляные работы и на 74% выполнено устройство асфальтобетона – уложено более 21 км верхнего слоя основания и 17 км нижнего слоя покрытия.
Закончился капитальный ремонт трассы Казань – Оренбург, участок дороги расширили до шести полос. Есть планы по реконструкции участка км 20 – км 43 с обходом села Сокуры. В текущем году запланировано открытие движения после реконструкции мостового перехода через реку Свиягу на км 757 М-7 «Волга».
– Фарит Мударисович, какие новшества в дорожной сфере появились в последние годы и что планируется в ближайшем будущем?
– Мы ежегодно внедряем новые материалы и технологии. С 2014 года работы по их опытному использованию проведены на 155 объектах. Благодаря этому удалось испытать на практике множество различных материалов. На автодорогах теперь применяются уникальные покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА-5) и пористо-мастичного асфальтобетона в соответствии с республиканскими стандартами. Испытаны всевозможные добавки и модификаторы, повышающие характеристики асфальтобетона. Уже не в новинку стали геосинтетические и композитные материалы. Для повышения долговечности конструкций мостов используются современные защитные и гидроизолирующие системы. В последние годы, например, апробированы самоуплотняющиеся бетоны, тонкослойные полимерные покрытия для мостовых сооружений, цветные покрытия асфальтобетона.
– Эффективно ли взаимодействие министерства и КГАСУ?
– Безусловно. Совместно мы разработали ряд республиканских стандартов и документов, которые дают возможность проектным и подрядным организациям применять эффективные конструкции дорожных одежд с местными модифицированными материалами и щебнем из бетонного лома. Типовые альбомы в том числе включают в себя оптимальные конструкции для различных районов республики, с учетом особенностей местных материалов. Опыт по устройству 25 экспериментальных участков таких дорог показывает высокую результативность применения разработанных конструкций на участках с небольшой интенсивностью дорожного движения. Это особенно актуально в сельской местности.
– Какие мероприятия проводятся министерством для повышения безопасности дорожного движения?
– В текущем году наши специалисты совместно с Управлением ГИБДД МВД по Татарстану выявили 161 опасный участок (54 места концентрации дорожно-транспортных происшествий, 21 потенциально опасный участок, 32 зоны аварийности и 54 места, где произошли единичные ДТП с тяжкими последствиями). В результате проведены все необходимые в таких местах мероприятия.
На дорогах регионального значения нанесена горизонтальная дорожная разметка на 6039,583 км. На 13 участках 7 дорог появилась осевая линия разметки с шумовым эффектом. С учетом анализа аварийности определено 57 мест (на 16 дорогах регионального значения в 13 муниципальных образованиях), на которых нанесена информационная разметка в виде дорожного знака «Обгон запрещен».
Так что работы в дорожном хозяйстве, как и в целом в транспортной отрасли, всегда много. Но мы делаем все возможное, чтобы выполнять ее на максимально высоком уровне.
– Спасибо Вам за содержательное интервью. С праздником!