Неувядающая классика: Пушкин и Мусоргский

В день рождения Ф.И. Шаляпина, 13 февраля, на площадке
Международного оперного фестиваля, носящего его имя, была представлена
народная музыкальная драма «Борис Годунов» на музыку Модеста
Мусоргского в постановке Михаила Панджавидзе 2005 года. Режиссер
бережно реконструировал на казанской сцене легендарную постановку
Леонида Баратова (1895-1964), главного режиссера Большого театра СССР
середины ХХ века, пятикратного лауреата Сталинской премии. Проект
художественного оформления спектакля выполнен Виктором Немковым и
Людмилой Волковой по эскизам народного художника СССР Федора
Федоровского (1883-1955). Именно приверженность традициям русского
театрального искусства придает впечатляющую монументальность великой
опере: картины на площади в Кремле, в Сандомирском замке, царском
тереме, на площади перед собором Василия Блаженного потрясают своей
величественной красотой.
Либретто композитор создал сам на основе одноименной драмы
Александра Пушкина и материалов «Истории государства Российского»
Н.М. Карамзина. В выбранном времени – период правления царя Бориса
Годунова (1598-1605) — Мусоргского привлекала возможность отразить
отношения власти и народа. Композитор писал: «Я разумею народ как
великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я
попытался решить ее в опере».
Среди классических оперных произведений «Борис Годунов» —
особенное. Во-первых, первоначально Мусоргский отказался от любовного
сюжета, что было революционно для этого вида искусства. Дирекция
императорских театров, куда была представлена опера в конце 1869 года,
отказалась принять ее к постановке из-за отсутствия «выигрышной женской
роли». Тогда композитор дописал «польский» акт с любовной линией
Лжедмитрий — Марина Мнишек. Во-вторых, одна из самых «мужских» опер
включала сразу пять (!) басовых партий. Кстати, Федор Шаляпин исполнял
три из них: монаха-летописца Пимена, бродячего монаха Варлаама и самого
Бориса Годунова, считавшейся коронной партией знаменитого русского баса,
вершиной его творчества.
13 февраля на казанской сцене в роли Пимена зрители увидели тоже
своего земляка — знаменитого российского баса Алексея Тихомирова,
ведущего солиста театра «Геликон-опера» (Москва). Выпускник Казанской
государственной консерватории, заслуженный артист Татарстана, лауреат
Премии города Москвы считает, что мастерство Шаляпина останется
непревзойденным. «Он оставил нам незабываемое наследие, — сказал певец. —
Никогда никто не будет ровней Федору Ивановичу, потому что он был
первым. Он вдохнул жизнь, настоящее, правду в образ, начал играть так, что
люди забывали обо всем. Своим мастерством он уносил зрителя в другое
время и пространство. Настолько он был правдоподобен. Сегодня я
исполняю партию летописца Пимена, который был свидетелем убийства
царевича Дмитрий. Это одна из версий самого Александра Сергеевича
Пушкина. Мы не знаем достоверно, причастен на самом деле к смерти
царевича Борис Годунов или нет. Тем не менее моя партия – свидетель того
злодеяния. Конечно, я всецело был бы рад спеть на своей родной земле
Бориса Годунова».
В этом спектакле образ царя Бориса, как и в прошлом году, воплотил
солист Большого театра, заслуженный артист России Михаил Казаков,
которого можно назвать главным басом Шаляпинского фестиваля по числу
исполненных им басовых партий на оперном форуме. В партиях Самозванца,
князя Шуйского и Марины Мнишек выступили также артисты главной
оперной сцены страны Олег Долгов, Роман Муравицкий и Агунда Кулаева
соответственно. Известную задорную песню Варлаама «Как во городе было
во Казани…» зрители услышали в исполнении артиста Мариинского театра
Михаила Колелишвили.

Марина Горшкова

фото Виталий Янчишин

На главную
Яндекс.Метрика