«Евгений Онегин»: пушкинские образы,ожившие в музыке Чайковского

«Евгений Онегин» П.И. Чайковского — одна из самых известных
русских опер в мире, в марте этого года исполняется 145 лет со дня первой
постановки. Несколько лет мы не видели ее на Шаляпинском, и вот к 150-
летию Казанской Оперы было решено включить спектакль в афишу
фестиваля.
В июне будет отмечаться еще один юбилей – 225 лет со дня рождения
А.С. Пушкина, чей гений вдохновлял самых известных русских
композиторов XIX столетия. Чайковский не претендовал на охват всей
поэмы, и многих строк из этой, по словам В.Г. Белинского, «энциклопедии
русской жизни» в опере нет. Композитор скромно назвал свое творение
«лирические сцены».
Считается, что первое выступление юного Шаляпина-певца состоялось
именно в этой опере, где он спел маленькую, но драматургически важную
партию Зарецкого. Конечно, позже он исполнял басовую партию Гремина, с
которой, кстати, связан романтический эпизод из личной жизни певца.
Однажды на сцене Московской частной оперы Мамонтова Шаляпин со
сцены объяснился в любви к итальянской балерине Иоле Торнаги, которая
впоследствии стала его женой. Вместо известного пушкинского текста он
спел: «Онегин, я клянусь на шпаге безумно я люблю Торнаги».
21 февраля в рамках Шаляпинского фестиваля артисты старались
хрестоматийно воплотить пушкинские образы. В роли Онегина
драматически убедительным и вокально выразительным был солист
Пермского театра оперы и балета им. П. Чайковского, заслуженный артист
России Василий Ладюк. Его отстраненность и ледяная сдержанность в сцене
объяснения с Татьяной даже превзошла первоисточник. Зато на его фоне
пылкий влюбленный Ленский в исполнении Алексея Неклюдова («Новая
Опера» им. Е.В. Колобова) вызвал большую симпатию. Проникновенные и
трагические интонации в предсмертной арии Ленского «Паду ли я стрелой
пронзенный» погрузили зрителя в философские размышления о жизни,
смерти и любви, покорили мелодической красотой и искренностью чувств.
Ольга в исполнении Екатерины Сергеевой (Мариинский театр) была по-
пушкински весела и беспечна. Ее летящий образ контрастировал с
задумчивой и серьезной, даже несколько потусторонней Татьяной, образ
которой воплотила тоже солистка Мариинки Екатерина Гончарова. Партию
Гремина исполнил заслуженный артист России Михаил Казаков. Отдельной
благодарности заслуживает хор и кордебалет нашего театра, благодаря
которым спектакль был наполнен изящной простотой и народным духом, так
высоко ценимый Александром Сергеевичем.

Марина Горшкова

фото Виталий Янчишин

На главную
Яндекс.Метрика