Благотворное влияние музыки

Дети с ограниченными физическими возможностями… Наша боль, сострадание и желание хоть что-то сделать полезного для них. К сожалению, таким ребятам недоступны многие виды деятельности, но есть музыка, занятия ею – и способ социализации, и развитие творческих способностей, и средство облегчить физическое состояние, в чем уверена педагог по вокалу Елена ЗАХАРОВА.

– Елена Борисовна, наверное, строя свою музыкальную жизнь, Вы не планировали посвятить профессиональную деятельность детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

– Первым таким ребенком в моей практике была Диляра Залялиева. Она окончила музыкальную школу, и ее привели ко мне заниматься вокалом. Немного позже мама Диляры – Флера Ильдусовна Залялиева, она же руководитель фонда помощи детям с ОВЗ, – пригласила меня преподавать в студию при фонде. Так в моей жизни появилась студия «НеЗаМи» и началась работа с необычными детьми.

А карьеру музыканта я начала, окончив музыкальное училище в Йошкар-Оле. Первое высшее образование получила как дирижер-хоровик в Казанской консерватории, работала в хоре оперного театра с 1996 по 2010 год. С тех пор и началась любовь к академическому пению. За такой длительный период я получила отличный жизненный и творческий опыт. Мне довелось сотрудничать с замечательными солистами, постановщиками, режиссерами. Поэтому в 2010 году я перешла на работу в музыкальный колледж уже опытным специалистом. На отделении вокального искусства мне поручили вести предмет «Постановка голоса», что подвигло меня вновь поступить в консерваторию для получения второго – вокального образования.

– Какова Ваша профессиональная цель?

– Даже вполне здоровые дети, занимающиеся музыкой, не всегда достигают творческих вершин. Настоящая одаренность – большая редкость. Главная же задача педагогов – привить подрастающему поколению культуру, воспитать хороший музыкальный вкус. Это важно для общего развития детей и общества в целом. Хорошо известно благотворное воздействие музыки на развитие интеллекта, аналитических способностей человека, памяти, способности принимать правильные решения в любой жизненной ситуации, умения общаться и взаимодействовать с другими людьми.

– Но дети с ОВЗ особые…

– Для них развитие еще более значимо. Любой ребенок с ограниченными физическими возможностями имеет проблемы с восприятием внешней информации и управлением своим телом. Плохо видящие дети, и особенно незрячие, с трудом ориентируются в пространстве, им сложно понять, что такое «верх – низ», «светло – темно». В таких случаях лучше объяснять через эмоции «грустно – весело» или через ощущения «слабо – сильно». До них трудно донести технику воспроизведения некоторых звуков. Например, чтобы спеть букву «У», я могу попросить вытянуть губы трубочкой, но ребенок пытается растянуть губы в улыбке, тогда приходится дотронуться до ребенка и пальцами показать, что он должен сделать мышцами лица, или дать подуть в дудочку, чтобы ему легче было сформировать правильные мышечные ощущения. Безусловно, перед тем как дотронуться до незрячего ребенка, нужно обязательно спросить у него разрешения, так как есть дети, которые боятся чужих прикосновений, и можно напугать своими действиями.

Некоторые ученики, страдающие ДЦП, не могут стоять, поэтому мы работаем сидя и следим, чтобы не наклонялась вниз голова, по возможности спина была прямая, – это важно для правильной координации дыхательных мышц. Для таких ребят личностное развитие требует преодоления себя. Они должны с большим трудом осваивать те навыки, которые обычным детям даются легко.

– А как Вы подбираете репертуар?

– Стараюсь брать разные по стилю и характеру произведения, безусловно, народные песни – русские, татарские, английские, итальянские, произведения советских композиторов, песни из фильмов и мультфильмов, бардовские, не забываем классические романсы. Из современных композиторов очень любим песни Петряшевой, Пинегина. Главное, чтобы была хорошая музыка.

– А что такое хорошая музыка?

– Произведения, написанные профессиональными композиторами на стихи, наполненные смыслом. Они должны исподволь формировать отношение к миру, его понимание, нести в себе заряд добра. К сожалению, огромная часть того, что сегодня слушают люди, – это монотонная музыка, не имеющая эстетической ценности, с абсолютно бессмысленными текстами. А, между прочим, красивую музыку, например классические романсы, очень хорошо воспринимают даже те, кто слышит их впервые.

Недавно в нашей студии мы поставили мюзикл «Бременские музыканты». Родители помогали делать декорации, костюмы, ребята самостоятельно пели все партии, а аккомпанировал ансамбль незрячих музыкантов «НеЗаМи». Опыт незабываемый! Конечно, такие проекты делаем с теми, кто уже имеет определенный певческий опыт и хорошие вокальные данные. А ведь у нас учатся дети, у которых очень узкий диапазон звуков, к примеру, ребенок может точно воспроизвести только 2-3 ноты. Это связано с плохо развитой слухомоторикой. В таких случаях работаю больше над развитием слуха, а чтобы маленький человек не потерял интерес к пению, придумываю несложные песенки на стихи детских поэтов как раз в том диапазоне, с которым юный певец может справиться.

– Что для Ваших учеников значат занятия в вокальной студии?

– Впервые пришедшие к нам, как правило, остаются надолго. Сегодня в составе студии более 30 человек. Есть те, кто занимается в «НеЗаМи» больше 10 лет. Я понимаю, что большинство наших ребят не станут профессиональными музыкантами, но такая цель и не ставится. Для них музыка – способ самовыражения, раскрытия творческих способностей, в чем нуждается каждый человек и в чем сильно ограничены люди с ОВЗ.

– А какие формы самореализации доступны для Ваших учеников?

– Те же, что и для здоровых людей. Мы выступаем перед публикой, и такой шанс есть у каждого участника студии. Не всегда это происходит сразу. Часто новички боятся публичного выступления, в такой ситуации я никого не тороплю, жду, пока он созреет и сам скажет, что хочет выступить. Мы даем возможность научиться играть на каком-то инструменте. Если у ребенка проблемы с движением, например работает только одна рука, то, конечно, он не сможет овладеть гитарой или кураем, но есть перкуссионные колокольчики, позволяющие и такому музыканту испытать радость исполнения настоящей мелодии.

Иногда личные таланты и труд дают серьезные результаты. Наша гордость – незрячие музыканты: участники группы «НеЗаМи» имеют множество международных, всероссийских и региональных наград. Уже больше 10 лет с большим успехом выступают на различных площадках в Татарстане и за его пределами.

– У Вас есть какая-нибудь идея, мечта, которую хотелось бы осуществить?

– Самая большая на данный момент мечта – чтобы наша студия наконец получила государственное финансирование, а не существовала только на гранты и пожертвования неравнодушных людей. И тогда мы сможем принять в свою дружную творческую семью еще больше талантливых детей с ограниченными физическими возможностями.

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика