Дарья ХУРТИНА: «Главное – сделать первый шаг»

Сопереживание, доброта, ответственность, трудолюбие и стремление сердца привели выпускницу Казанского государственного института культуры, начинающего режиссера Дарью ХУРТИНУ в 2015 году в школу №89, где она по договоренности с директором учреждения начала вести детский театральный кружок, причем на безвозмездной основе. А сегодня она – руководитель детской инклюзивной студии при Казанском театре юного зрителя.

– Дарья, как создался детский театральный кружок, которым Вы руководите?

– Окончив вуз, некоторое время я стояла перед выбором: чем заниматься, в каком направлении двигаться дальше. Работала в веб-студии менеджером и даже преуспела в этом направлении. Но меня всегда душой тянуло к общению с детьми: хотелось что-то создавать с ними, обучать их, быть им наставником, товарищем, другом. Мне просто это нравилось. С подростками я была как рыба в воде. Тогда я пришла в школу, которую сама окончила, к директору Ирине Солнцевой (сейчас она на пенсии) и предложила организовать театральный кружок. Начались занятия, я сразу поняла, что нахожусь там, где должна быть. Мы разучивали различные пьесы, ставили спектакли. С моими учениками начали происходить настоящие чудеса, у них появилась уверенность в себе, раскрылись таланты. Ведь у каждого ребенка есть свои уникальные способности, нужно их просто заметить и помочь проявить. Очень важно, что ребята стали мне доверять секреты, с некоторыми обсуждали личные проблемы. Как старший друг я давала советы и поддерживала. Детям все это очень нужно!

– Расскажите о работе с особенными детьми.

– В 2017 году я пришла в Казанский ТЮЗ. Спустя некоторое время директор театра Айгуль Горнышева предложила мне организовать детскую инклюзивную студию. Поначалу, честно скажу, было очень страшно, несмотря на достаточный опыт работы с детьми. По образованию я режиссер, а не педагог, но все же решила попробовать. Во время первых встреч с ребятами сильно боялась что-то не то сделать, не то сказать. В целом так реагируют почти все при виде людей с инвалидностью – напрягаются, суетятся, начинают подбирать слова. Но как только мы начали общаться, взаимодействовать, знакомиться, черта между нами исчезла. Так я осознала, что работа в этом направлении будет успешной, интересной и полезной как для детей, так и для меня. Инклюзивная театральная лаборатория открылась на базе ТЮЗа в июне 2017 года благодаря гранту АО «РИТЭК». Основная цель – создание среды равных возможностей, уважения и искренней дружбы между «особенными» и здоровыми детьми.

– Наверное, взаимодействие с особенными ребятами предполагает и особенные нюансы?

– Работая с детьми, априори расширяешь свое восприятие искусства, а если есть особенности, как физические, так и ментальные, это дает возможность взглянуть на привычные вещи с другой стороны. Сценическое движение может быть не только классическим, как в балете, но и таким, как у ребенка с ДЦП или с расстройством слуха. Это обогащает картину мира. В этом и идея инклюзии. Не только про то, что «все должны быть осознанными и принимать друг друга». Чем шире наш опыт, чем смелее мы идем навстречу нашему страху, тем счастливее мы становимся.

– В театральных кругах Казани широко обсуждают Вашу замечательную постановку пьесы «Синяя птица».

– Да, «Синяя птица» была подготовлена в инклюзивной творческой лаборатории «Создавая театр». Это второй спектакль коллектива. Мы над ним работали вместе с коллегой-режиссером Евгением Скрипачевым. Ранее лабораторией был выпущен спектакль «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» по мотивам одноименной повести-притчи Ричарда Баха. О «Синей птице» я думала с 14 лет. Уникальное произведение. В пьесе собраны все основополагающие смыслы человеческого пребывания на Земле: жизнь и смерть, предназначение, дружба, любовь, духовное богатство, бескорыстное дарение, счастье, которое достигается только тогда, когда ты ощущаешь себя кому-то нужным и можешь что-то привнести в жизнь. Там есть сцена «Царство будущего», в которой описано, что ребенок не спускается на Землю и не рождается, пока он не скажет, что именно несет с собой в мир – преступление, болезнь или, может быть, великое открытие, это абсолютно не важно. Спасение мира или развязывание войны – все уравнивается и, по большому счету, не имеет значения, главное – прийти в мир не с «пустыми руками». Тема подарков – дарения – служения идет красной нитью через все произведение. Наша инсценировка начинается с того, что главный герой Тильтиль расстроен – он не получит подарка на Рождество. Но к концу спектакля герой приходит к ощущению счастья от того, что сам что-то может подарить.

– Сложно было юным артистам во время подготовки спектакля?

– Профессиональные актеры на сцене совершают разные движения, действия, жесты, которые усиливают мизансцену, текст и прочее. Это, в общем-то, и есть актерская задача – придумать способ выразить психоэмоциональное состояние через действие. У детей-непрофессионалов этого знания нет, поэтому нам понадобилась помощь Евгения. Хотелось, чтобы они не просто запоминали текст, а анализировали персонажа с точки зрения языка тела. Мы привыкли воспринимать границу в негативном ключе – как нечто, что разделяет. Но на самом деле граница – место встречи и соединения. Идея инклюзии: чем мы ближе, тем быстрее уйдет черта, а чтобы подойти друг к другу, нам нужно перестать бояться этой границы между нами.

– Расскажите о фестивале «Поколение NEXT».

– Фестиваль в этом году состоялся во второй раз. Прежде имел статус республиканского, сейчас стал всероссийским и даже международным, если учитывать заявки из ближнего зарубежья. Проводится при поддержке Министерства культуры Татарстана. В 2021 году на участие поступило более 120 заявок из 30 регионов России, а также из Белоруссии и Казахстана. Председатель экспертного жюри фестиваля – главный режиссер Казанского ТЮЗа Радион Букаев. По итогам определили 34 спектакля, которые вошли в шорт-лист фестиваля, и четырех финалистов, которыми стали творческая лаборатория ТеатRoom (г. Петрозаводск), студия творческого и ментального развития «Ихлас» (г. Казань), образцовый театр кукол «Родничок» (г. Гусиноозерск), Молодежный театральный центр «Космос» и театральная мастерская «ТеМа» (г. Тюмень).

– Цель мероприятия?

– «Поколение NEXT» (и сам фестиваль, и театрально-образовательный онлайн-форум, которые чередуются друг с другом) выполняет сразу несколько важнейших задач. Конечно, это возможность для детей выступить на профессиональной сцене: юному артисту особенно нужен зритель. Однако наиважнейшая функция – создание сообщества детских театральных коллективов, их руководителей. Поддержка, обмен опытом, да просто помощь делом и советом для энтузиастов, которые собирают детей вокруг себя, дают им высказаться, чтобы «не упасть, не пропасть и не исчезнуть» в мире взрослых, особенно в самый трудный подростковый период.

– Дарья, Вы счастливы, что у Вас такая необычная профессия?

– Я убеждена, что каждый человек приносит с собой в этот мир какое-то предназначение и выполняет вселенскую функцию. Человек счастлив именно тогда, когда чувствует себя нужным, чувствует себя на своем месте. Именно тогда мы искренне и бескорыстно дарим любовь, заботу, внимание. Главное – сделать первый шаг. Страх и жалость мешают счастью общения людей друг с другом, они контрпродуктивны. Работа в инклюзии научила меня еще больше любить людей во всем их разнообразии.

– Спасибо за интересную беседу. Творческих успехов Вам и Вашему коллективу!

Юлианна ОСИПОВА

На главную
Яндекс.Метрика