Между сценой и зрителем

Профессиональный ведущий концерта – оратор, музыковед и артист в одном лице. Найти нужные слова, способные создать определенное настроение, – это и есть настоящее искусство человека, помогающего войти слушателю в мир музыки. Наш собеседник Лилия АПАКОВА рассказала о своей профессии.

– Лилия Ренадовна, как Вы стали концертным ведущим?

– Изначально работу в отделе оперной и камерной музыки Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая я получила по рекомендации моего педагога из Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. Этот отдел традиционно уделяет большое внимание просвещению молодежи и школьников. Говоря откровенно, в моем дипломе записано «Преподаватель, научный исследователь, лектор-музыковед», но реально такой профессии, как ведущий концертов, никто не обучает. И я на практике поняла, насколько сложно, к примеру, научить детей слушать классическую музыку. Надо ее популяризировать, делать это с увлечением, с интересом рассказывать о том, что такое оперный голос, какие бывают жанры в музыке и многом другом.

– Всему пришлось учиться на практике?

– Были хорошие учителя. Каждое выступление мэтров: Георгия Кантора, Светланы Захаровой и Клары Тазиевой – воспринималось мною как мастер-класс. После нескольких лет работы в отделе оперной и камерной музыки Анатолий Иванович Шутиков пригласил меня ведущей детских абонементов Государственного оркестра народных инструментов РТ. Это воскресные концерты, которые включают в себя театрализованные рассказы о музыке, великих композиторах, инструментах. Спустя некоторое время я стала работать в качестве лектора-музыковеда оркестра. И вот я здесь уже 20 лет! Это удивительный коллектив, один из ведущих в стране, который играет не только народную музыку, но и джаз, эстрадные мелодии, классику, оперетту. Звучание оркестра народных инструментов такое же многогранное, как у симфонических оркестров. Маэстро – профессионал с большой буквы, он перед всеми своими музыкантами ставит самую высокую планку.

– Расскажите о наиболее запомнившихся концертах, в которых Вы принимали участие.

– Все они интересны, так как с нашим коллективом сотрудничают выдающиеся исполнители. Большое счастье их представлять. Самые незабываемые концерты – с Иосифом Кобзоном, Еленой Образцовой, Зурабом Соткилавой! Таких знаменитых певцов, конечно, все знают, поэтому мне приходилось больше делать акцент на тематику вечера и представление оркестровых номеров. Например, Елена Образцова приезжала с программой «Очарование романса», и я рассказывала об истории русского романса, который развивался на протяжении трех веков, – это богатейшая сокровищница русской культуры.

Не могу не сказать про авторский абонемент «Анатолий Шутиков представляет», где можно увидеть и услышать лучших из лучших. И не только известных исполнителей, но и новые имена. Именно Анатолий Иванович первым когда-то открыл казанской публике великолепную молодую певицу Хиблу Герзмаву – лауреата Гран-при X Международного конкурса им. П. И. Чайковского.

– Что самое главное в Вашей профессии?

– Она многокомпонентная. На сцене нужен артистизм, дикторский талант, необходимо владеть ораторским искусством, обладать природным обаянием и все эти составляющие сложить в один сценический образ. Добавьте к сказанному обязательную музыкальную эрудицию, и вы поймете, насколько сложна профессия.

– Давайте поговорим о концертной деятельности, которую Вам довелось сопровождать в прошлом сезоне.

– Запомнилось участие в Международном фестивале «Мир, Эпоха, Имена…», прошедшем в Ульяновске. А еще Анатолий Иванович доверил мне очень важный музыкальный проект – воскресный абонемент для школьников «В кругу друзей», мы его даже назвали семейным абонементом. В этот раз он был посвящен нашему оркестру и состоял из четырех мероприятий. Первый концерт «Когда мы были молодыми» – об истории создания оркестра, его первых выступлениях. Зрители познакомились со многими интересными документами, эксклюзивными фотографиями, афишами. Второй концерт «Незабываемые встречи» – о лучших выступлениях оркестра разных лет, ставших событием в культурной жизни республики. Следующее мероприятие называлось «Из дальних странствий возвратясь» – о гастрольной деятельности. Зрители узнали, в каких странах и городах побывал коллектив, какие награды и премии получил. И, наконец, четвертый концерт «Поколение NEXT» представил публике молодых музыкантов оркестра. В проекте я стала не только ведущей, но и автором сценария, режиссером и создателем видеоряда.

– Вы работаете только с оркестром народных инструментов?

– Оркестр для меня родной. Но параллельно успешно сотрудничаю с известными коллективами республики – Казанским камерным оркестром La Primavera, Государственным струнным квартетом РТ, Камерным оркестром «Новая музыка», Филармоническим джаз-оркестром РТ. Доводилось вести концерты Государственного симфонического оркестра РТ в то время, когда им руководил Фуат Мансуров, поработала и с Александром Сладковским. С «Виртуозами Москвы» маэстро Владимира Спивакова посчастливилось сотрудничать трижды. Вела концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского, Сычуаньского оркестра китайских народных инструментов, Московского камерного оркестра Musica Viva, Государственного ансамбля скрипачей Республики Саха (Якутия) «Виртуозы Якутии», Шанхайского национального оркестра.

– У Вас есть мечта?

– Мечта – выпустить книгу к 30-летию оркестра. Я недавно прочитала доклад о концертной деятельности оркестра, и, думаю, он может стать основой будущей книги. Материала очень много: музейные афиши, фотографии, статьи о дирижере, ведущих музыкантах, лучших проектах оркестра. В общем, обо всем, что сделано за три десятилетия.

– Спасибо Вам за интересную беседу!

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика