Промышленные парки: лучше меньше, да лучше?

На коллегии Минэкономики РТ по итогам 2022 года Раис Татарстана Рустам Минниханов подверг резкой критике деятельность министерства по развитию промышленных парков. Между тем, согласно впервые опубликованной Минпромторгом России официальной статистике развития индустриальных парков и промышленных технопарков в РФ, по итогам 2020 года Республика Татарстан заняла 2-е место среди 85 субъектов Российской Федерации, уступив лишь Мос­ковской области. Неужели всего за два года промпарки в республике пришли в совершеннейший упадок?

Как отмечается в публикации на сайте Минпромторга России от 15 апреля 2021 года, статистика за 2020 год была собрана с помощью геоинформационной системы министерства (www.gisip.ru) посредством заполнения управляющими компаниями парков анкетных данных. А их достоверность проверялась Ассоциацией индустриальных парков России и Ассоциацией кластеров, технопарков и ОЭЗ России, после чего данные опубликовали на официальном сайте Росстата. Минпромторгом РФ совместно с Росстатом согласованы 16 статистических показателей деятельности индустриальных парков и промышленных технопарков и выработана единая методика их расчета.

По итогам 2020 года количество действующих и создаваемых индустриальных парков в России составило 258 объектов. На их территории за прошедший год разместились 807 новых компаний с численностью занятых свыше 9300 человек. Объем внебюджетных инвестиций резидентов в открытие новых производств за 2020 год превысил 181 млрд рублей. Несмотря на трудности, вызванные ограничениями в период пандемии в 2020 году, удалось не допустить значительного падения объема инвестиций резидентов парков (снижение составило 16% по сравнению с 2019 годом).

Количество действующих и создаваемых промышленных технопарков составило 73 объекта, общая площадь которых превысила 1,7 млн кв. метров подготовленных площадей, обеспеченных коммунальной, транспортной и технологической инфраструктурой (инжиниринговые центры, чистые комнаты, центры коллективного пользования оборудованием и др.).

Вклад Татарстана в эту статистику оказался впечатляющим. На тот момент общий объем инвестиций в строительство инфраструктуры парков составил более 10 млрд рублей. Выручка резидентов индустриальных парков превысила 150 млрд рублей в год. В индустриальных парках была создана 21 тысяча новых рабочих мест. Наиболее успешными оказались индустриальные парки «Химград» и КИП «Мастер». В 2020 году в индустриальные парки РТ привлечено 29 новых заводов резидентов. В том числе реализованы такие значимые проекты, как совместный с госкорпорацией «Рос­атом» проект по созданию первого в России завода полиакрилонитрильных нитей для самолета МС-21 с объемом частных инвестиций в оборудование 6,9 млрд рублей. А также запуск завода по производству средств защиты растений «Август-Алабуга» с объемом частных инвестиций 4,8 млрд рублей.

И вдруг, спустя всего два года после столь серьезных успехов, Рустам Минниханов в пух и прах разругал Минэкономики РТ за слабую работу по развитию промышленных парков. На коллегии министерства по итогам 2022 года, состоявшейся 17 февраля, Раис республики отметил, что сегодня следует выстраивать новые кооперационные цепочки с малым бизнесом и использовать для этих целей потенциал промышленных площадок. При этом в настоящий момент в промышленных парках Татарстана зарегистрировано порядка полутора тысяч резидентов, в которых работают более 55 тыс. человек.

– Для развития промпарков созданы все условия. Предоставляются субсидии, налоговые льготы, льготное заемное финансирование. Вместе с тем в семи парках у нас в республике, и я их уже неоднократно критиковал, всего по одному резиденту (Аксубаевский, Бугульминский, Елабужский, Заинский, Кайбицкий, Лениногорский и Рыбно-Слободский районы). Низкая заполняемость парков в Актанышском (28%), Буинском (39%), Новошешминском (3%) и Мамадышском (32%) районах, – констатировал Рустам Минниханов. – При этом площадки здесь созданы за счет бюджетных инвестиций.

Приведя эту невеселую статистику, Раис Татарстана обозначил задачи, стоящие перед Министерством экономики РТ:

– С учетом новых мер поддержки для резидентов и управляющих компаний, которые мы приняли в текущем году, заполняемость парков должна быть обеспечена на уровне не менее 70 процентов. Это зона ответственности глав районов совместно с Агентством инвестиционного развития, Инвестиционно-венчурным фондом и Министерством экономики РТ.

Казалось бы, критика прозвучала, цели и задачи поставлены, осталось только засучить рукава и приступить к работе в указанном направлении. Однако, если вернуться на два года назад, мы увидим, что и в триумфальном, согласно статистике Минпромторга России, для промпарков Татарстана году Рустам Минниханов был далеко не в восторге от их деятельности, что нашло свое отражение даже в Послании Государственному Совету РТ в сентябре 2021 года.

– Часть площадей промышленных площадок в районах не задействована, а у ряда из них не выстроена четкая структура управления, нет системы по привлечению резидентов, – посетовал тогда Рустам Минниханов. – Также некоторые парки не обеспечены достаточной инфраструктурой. Поручаю Министерству экономики совместно с главами подготовить и реализовать предложения по повышению эффективности работы промышленных парков и площадок.

А еще раньше, в феврале 2020 года, Рустам Минниханов отметил, что парк в Актаныше заполнен на 8%, а в Новошешминске – на 21%. Ровно за три года прибавка в первом случае составила 20%, а убыль во втором – 18%. Получается, что в одном месте прибыло, а в другом почти на столько же убыло. В чем причина?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определимся с тем, что следует понимать под промышленным парком. В приказе Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2013 года дается такое определение промышленного парка: «Промышленный (индустриальный) парк – это управляемый единым оператором парка (управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости (земельный участок, административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 20 тыс. кв. м и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать малые и средние производства и предоставляют условия для их эффективной работы».

А в 2014 году утвержден национальный ГОСТ требований к индустриальным паркам. Площадка должна представлять собой комплекс земельного участка, зданий и сооружений со специальным правовым режимом, управлять ею должна управляющая компания, в парк приглашаются компании-резиденты. Занимаемая территория – не менее 8 га. Управляющая компания заключает с резидентом соглашение о ведении деятельности по определенным правилам. ГОСТ уточняет, что «земельные участки, предполагаемые к поэтапному освоению для целей увеличения территории индустриального парка, не обеспеченные необходимой инфраструктурой и не подготовленные для размещения резидентов, не входят в территорию индустриального парка». Каждый промпарк должен иметь бизнес-план на несколько лет и мастер-план.

Наконец, в августе 2015 года вышло отдельное постановление Правительства РФ «Об индустриальных парках и управляющих компаниях», дополнившее требования ГОСТа. Не менее 50% территории парка предназначается для размещения и ведения промышленного производства резидентов или потенциальных резидентов. Парк обязан иметь точку подключения потребителей к электроэнергии максимальной мощностью не менее 2 МВт, но не менее 0,15 МВт на каждый гектар. Доля промышленного производства должна составлять не менее 80% от всех видов деятельности парка.

Из 100 проектов, запущенных в республике при непосредственном участии Минэкономики РТ, только каждый пятый соответствует ГОСТу промышленного парка и, соответственно, может претендовать на федеральные субсидии. Почти половина из них – девять – находится в Закамской зоне: в Набережных Челнах, Нижнекамском и Заинском районах. В Казани расположено четыре объекта, по одному – в трех ее пригородных районах, а также в Мамадышском, Сабинском, Тюлячинском и Чистопольском районах. Все остальные проекты, не дотянувшие до промпарка, имеют статус промышленных площадок.

Промпарки увешаны различными льготами, как новогодняя елка игрушками. Уже более 10 лет действует программа «Кластерные гранты». Власти субсидируют ее участникам – резидентам парков 25% стоимости выкупа земли на площадках муниципального уровня (до 5 млн рублей) или же аренду земли (до 1 млн рублей). Также по линии Мин­экономразвития РФ технопарки и промышленные площадки могут получить однократные субсидии.

Еще есть Фонд развития моногородов (ФРМ). Из него УК может получить под банковскую гарантию беспроцентный заем на сумму до 250 млн рублей или свыше 250 млн рублей под 5% и обеспечение. Кроме того, ФРМ дает муниципалитетам субсидии на подведение инфраструктуры к объекту. Именно так были построены промпарк «Развитие» в Набережных Челнах, парки в Чистополе, Зеленодольске и Нижнекамске.

В республике для УК и резидентов действует программа субсидирования процентной ставки по кредитам. Также резиденты имеют возможность получать налоговые льготы, займы из федеральных фондов развития моногородов и развития промышленности, сверх того есть ряд прямых субсидий из Минпромторга РФ.

Наконец, сами промышленные парки и площадки дают своим резидентам определенные льготы. В частности, муниципалитеты могут сдавать муниципальную землю в аренду с понижающим коэффициентом к ставке арендной платы или бесплатно подключать компании к энергосетям, если они частично строились за счет бюджета.

На первый взгляд, этот список преференций выглядит достаточно внушительно для того, чтобы желающие стать резидентами промышленных парков выстроились в длинную очередь, однако на деле такого не происходит. Потому что весь этот букет ничто по сравнению с льготами резидентов Особых экономических зон (ОЭЗ) и Территорий опережающего социально-экономического развития. В них более чем в 4 раза снижен налог на прибыль, почти в 4 раза, с 30 до 7,6 процента, уменьшен размер страховых взносов, нет налога на землю и недвижимое имущество. Причем все эти льготы резиденты ОЭЗ и ТОСЭР получают автоматически, а резидентам промпарков для получения преференций еще нужно покланяться. Вот и выбирает большинство представителей частного бизнеса там, где лучше. Благо выбор в Татарстане достаточно широкий. В республике зарегистрированы две ОЭЗ – «Алабуга» и «Иннополис» и пять ТОСЭРов – в Набережных Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске, Чистополе и Менделеевске. Может быть, мысль, высказанная два года назад руководителем Агентства инвестиционного развития РТ Талией Минуллиной на заседании Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству, не такая уж крамольная? «У нас остаются и промпарки, где вообще нет ни одного резидента, – отметила она тогда. – После аудита нам надо будет посмотреть, нужно ли столько парков. Может, пусть их будет 20, но все как «Химград»?»

На главную
Яндекс.Метрика