СИЛА ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Варган – древний инструмент с уникальной историей, почти неизвестной широкой публике. В России два музея варгана: один – в Якутии, а второй – в Елабуге. Нашему корреспонденту удалось пообщаться с его создателем и коллекционером Виктором БЕЛОВЫМ-Щусем.

– Виктор, Ваше хобби довольно оригинальное…

– У меня интерес к варгану появился в 2016 году. Это ведь не только музыкальный инструмент, но и исторический артефакт, дошедший до наших времен из глубины веков, очень многоплановый элемент древней культуры, не утративший своей популярности и сейчас. Я собираю варганы различных эпох, народов и территорий, в коллекции много изделий и современных мастеров. К сожалению, люди мало знают об этом инструменте. А ведь существует целая субкультура, созданная вокруг варгана как предмета силы, что расширило мое увлечение. У меня появилась литература, научные статьи, в том числе на иностранных языках, а также предметы народного творчества, в которых присутствовал варган.

– Насколько я понимаю, география Вашего исследования вышла далеко за пределы России?

– Да, в коллекции есть экземпляры из 40 стран мира, представлены порядка 50 народов. Такой широкий охват обусловлен значимостью варгана для этнической музыки, ведь на нем играли практически во всех уголках планеты. Но в мире только два музея варгана. В Елабуге – мой частный музей и в Якутии (с государственной поддержкой), созданный в 1991 году по инициативе Ивана Егоровича Алексеева, известного деятеля варганного движения. В других музеях России и мира варганы представлены в очень ограниченном количестве.

Моя коллекция развивается не только в географическую даль, но и вглубь веков. Каждый образец по-своему интересен, но, наверное, особенно выделяются исторические варганы, обнаруженные при археологических раскопках. Наш самый древний экспонат найден на юге Украины в слоях Черняховской культуры, это II–IV века нашей эры. То есть ему 1500 лет, а в то время упомянутый регион был провинцией Римской империи. Недавно удалось приобрести совершенно уникальный варган, которого нет ни в одном музее. Он найден в Красноярском крае на берегу Енисея, на селище Енисейских кыргызов – это VII век нашей эры. И, к счастью, хорошо сохранился. Есть некоторое количество артефактов периода Киевской Руси, удалось получить древние башкирские инструменты.

– Как и когда из Вашего увлечения образовался полноценный музей?

– К 2019 году накопилось несколько сотен инструментов, не считая других предметов, имеющих отношение к субкультуре варгана, и я оформил первую комнату как музейную экспозицию, сделав ее в соответствии со своим личным видением. В этом направлении специального образования у меня нет, но историей занимаюсь всю свою сознательную жизнь. Постепенно экспозиция расширялась, и сегодня музей занимает практически весь дом – три большие комнаты. К нам приезжают люди, иногда группами. Провожу экскурсии, а значит, началась полноценная работа по популяризации варгана.

– Вы упомянули, что специалисты по изготовлению этого удивительного инструмента есть и поныне.

– Именно так. За годы формирования коллекции я познакомился со многими российскими мастерами, а также из ближнего зарубежья, Европы, Южной и Северной Америки. Могу с гордостью сказать, что лучших «мэтров» варгана знаю лично. Активно общался с профессионалами из Казахстана, Украины. Хорошие дружеские отношения установились с Эдуардо Ровери из Бразилии. Контактировал с французами, словаками, итальянцами и другими европейцами. В музее около тысячи варганов более 200 мастеров, всех не перечислить. Назову наиболее значимых: Дмитрий Бабаев из Санкт-Петербурга; Сергей Пыжов с Украины, ныне живущий в России, возможно лучший мастер из современных; уникальный специалист из Симферополя Александр Свищев, делающий литые варганы; Сергей Дубовкин, Сергей Летягин, Эдуард Тарабукин из Якутии. Из ближнего зарубежья отмечу Романа Есауленко из Казахстана.

– Как пополняете коллекцию?

– В основном покупаю. Но специализированных магазинов в России немного и там все с существенной наценкой. Поэтому стараюсь выходить непосредственно на изготовителей. Они иногда дарят свои изделия, могут продать со скидкой, что, в общем, обычная практика. Иногда приобретаю на аукционах, в том числе европейских, в этом мне помогают друзья из стран Европы. То есть источники разные. Конечно, есть инструменты, которые в обычном музыкальном магазине не купишь. Великолепны высокохудожественные варганы, сделанные с использованием полудрагоценных камней. Например, могу показать варган, выточенный из нефрита. У меня можно увидеть варганы из таких редких и сложных в обработке материалов, как дамасская сталь, титан.

– Виктор, наверное, есть и сложности в Вашем деле?

– Музей частный, поэтому сразу исключаем бюрократические препоны. Собственно, единственный ограничивающий фактор на пути расширения музея – финансы. Музей развивается практически только за счет тех средств, которые я сам могу вложить. Постоянных инвесторов у меня нет. Помощи, к сожалению, ждать пока неоткуда. Но все приходит постепенно. Растет статус музея. Я подавал заявку в Книгу рекордов Гиннесса, мои документы сначала взяли. Однако с началом СВО руководство организации заявило, что больше не принимает заявки из России. Тем не менее мы все-таки зафиксировали два мировых рекорда в международном агентстве «Интеррекорд» и «Реестре рекордов России»: «Крупнейшая в мире коллекция варганов» и «Первый в мире частный музей варгана». Есть идея создать энциклопедию варгана, благо фактического материала накоплено более чем достаточно. И, конечно, продолжу развивать музей, заниматься популяризацией инструмента. Может быть, придет время и реализуется моя мечта о большом отдельном музейном помещении. Надо работать, и будущее придет!

– Виктор, большое спасибо за беседу.

Наталья ЭЛЛЕР
Фото из личного архива Виктора Белова-Щуся

На главную
Яндекс.Метрика