Игорь КОХ: «Наша экономика не обвалилась так, как ожидалось, но…»

Еще не во всех субъектах Федерации успели отменить действие QR-кодов, как началась специальная военная операция на Украине по защите народных республик Донбасса. Ответом на нее стали беспрецедентные западные санкции, которые были призваны похоронить экономику нашей страны. Чтобы этого не случилось, государство приняло целый пакет мер, направленных на поддержку хозяйствующих субъектов и граждан. Компенсирует ли недавняя индексация МРОТ, страховых и социальных пенсий инфляцию и рост цен, будут ли заморожены банковские вклады населения и что ждет российскую экономику в ближайшие месяцы, мы попросили рассказать Игоря КОХА, доктора экономических наук, профессора КФУ.

– Игорь Анатольевич, июньская 10-процентная индексация МРОТ, страховых и социальных пенсий в России – уже вторая в этом году. Ранее они были увеличены на 8,6%, и в итоге сегодня выплаты превышают прошлогодние показатели на 19,5%, что выше предполагаемого уровня годовой инфляции, который, согласно обновленному макроэкономическому прогнозу Минэкономразвития РФ, составит 17,5%. Нет ли у Вас ощущения, что эта арифметика от лукавого?

– К сожалению, никто не может назвать точный размер инфляции не только прогнозируемой, но и уже зафиксированной. Она исчисляется из некой условной корзины товаров, цены на которые могут весьма существенно различаться даже в соседних магазинах, и зачастую Росстат использует такую методику, чтобы показать как можно меньший уровень инфляции. Кроме того, в этом году цены на какие-то товары выросли очень сильно, на 30-50 и даже на 100 процентов, а на какие-то выросли ненамного или даже совсем не выросли. Поэтому в зависимости от того, что именно человек потребляет, он чувствует инфляцию более или менее сильно, более или менее остро. Беднейшие слои населения в основном тратят деньги на продовольствие, а цены на продукты питания растут гораздо быстрее инфляции в целом, которую выдает Росстат. Поэтому боюсь, что рост пенсий по сравнению с прошлым годом на 19,5% уровень продовольственной инфляции полностью не покроет.

– Когда в конце февраля Центробанк поднял ключевую ставку до 20%, только ленивый не ругал председателя ЦБ Эльвиру Набиуллину. Но, похоже, она была права, поскольку затем ключевая ставка трижды снижалась на 3 процентных пункта, а к середине июня вернулась к докризисному значению в 9,5%.

– Да, Набиуллина была абсолютно права, потому что в тот момент было необходимо жесткими действиями сбить ажиотаж, в первую очередь на валютном рынке, во вторую – на финансовом рынке, когда народ начал массово забирать деньги из банков и пытаться на них что-то купить, и это еще больше разгоняло инфляцию. То есть в той ситуации подобные действия регулятора были единственно правильными.

– Но, как известно, у палки два конца. Чтобы остановить панический исход вкладчиков, банки вынуждены были резко поднять процентные ставки по депозитам. Например, крупнейший частный банк страны «Альфа-Банк» установил по 6-месячным депозитам ставку 19% годовых, то есть в 2 раза выше текущей ключевой ставки ЦБ. Это позволило не только вернуть старых вкладчиков, но и привлечь новых. Однако теперь получается, что в сентябре банкирам придется выбрать меньшее из двух зол: в одностороннем порядке снижать процентные ставки либо выплатить все, что обещано, и оказаться на грани банкротства?

– К сожалению для них, в одностороннем порядке банки не смогут изменить условия депозитного договора в худшую для клиента сторону и поэтому вынуждены будут платить по полной. Но, во-первых, для столь крупного кредитного учреждения, как «Альфа-Банк», полгода не такой уж большой срок. А во-вторых, не исключаю, что за полтора месяца до первого понижения ключевой ставки они успели раздать столько дорогих кредитов либо вложиться в другие финансовые инструменты с высокой доходностью, что этого окажется вполне достаточно, чтобы рассчитаться с вкладчиками без особого ущерба для кредитного учреждения.

– 11 марта валютный курс превысил отметку в 120 рублей за доллар, а к середине июня опустился ниже 60. При этом, согласно макроэкономическому прогнозу Минэкономразвития РФ, в течение 2022–2024 годов доллар будет находиться в коридоре от 77 до 81 рубля. Не пора ли снова закупать зеленые банкноты с портретами американских президентов, тем более что запрет на их продажу банками населению отменен?

– Действительно, сейчас сложилась такая ситуация, при которой на внутреннем рынке курсообразование подвержено совершенно нерыночным влияниям. В первую очередь это запрет на вывоз капитала, запрет на вывод средств иностранных инвесторов с нашего финансового рынка и запрет на проведение прочих финансовых операций, которые связаны c вывозом капитала из страны. Плюс сейчас Центробанк очень ограничен в возможности приобретать иностранную валюту в свои резервы, так как его операции заблокированы на международном уровне. В результате получается, что огромная масса экспортной выручки, возросшая из-за взлета мировых цен на энергоносители, приходит в страну и выбрасывается на внутренний валютный рынок, а покупать в России эти доллары и евро, по большому счету, некому и незачем. Естественно, что в таких условиях курс доллара и евро по отношению к рублю снижается. Ситуация нестандартная, нетипичная, непривычная для нас – приток валюты в страну идет, отток ее очень ограничен, и в результате получается перекос излишка предложения доллара и евро на внутреннем рынке. Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока не урегулируются обстоятельства с взаимными ограничениями на движение финансовых средств.

Имеет ли смысл сегодня покупать валюту? Сейчас приобрести наличные доллары или евро достаточно сложно, поскольку в большинстве банков их просто нет, ведь они вправе продавать наличную валюту только в том случае, если ее ранее приобрели. Но даже если повезет и вы окажетесь в банковском офисе, где производится обмен валюты, то разница между курсом продажи и покупки может быть достаточно большой. Безналичные доллары можно приобрести без проблем. Но обналичить их будет нельзя как минимум до сентября, и не факт, что запрет не продлят и дальше. До недавнего времени приобрести наличную валюту за рубли можно было, находясь в некоторых зарубежных странах. Например, в Турции, Таиланде и ряде других государств, где традиционно много российских туристов, наши рубли принимали к оплате и обмену. Но не могу точно сказать, продолжает ли существовать такая практика и сегодня.

– Сразу после майских праздников Президент России Владимир Путин заявил, что в этом году ожидается рекордный урожай зерна в 130 млн тонн, в том числе 87 млн тонн пшеницы. Это касается продовольственной без­о-пасности. Опасения по поводу взлета безработицы в связи с уходом из страны иностранцев не оправдались. Бывший завод Renault превратился в «Москвич», а «Макдоналдс» – в сеть ресторанов «Вкусно – и точка», при этом безработица в апреле достигла рекордно низкого значения в 4%. Многие промышленные гиганты, включая ПАО «КАМАЗ», научились прекрасно обходиться без импортных комплектующих. На этом фоне полной неожиданностью стало принятие Госдумой РФ закона, в соответствии с которым президент страны может прибегнуть к такой мере, как «заморозка (блокировка) денежных средств и иного имущества». Не есть ли это то самое, о чем перед началом специальной военной операции на Украине предупреждал депутат Госдумы от КПРФ Николай Арефьев? Что из-за западных санкций и возросших военных расходов государство может конфисковать банковские вклады населения.

– На мой взгляд, такая формулировка была внесена в закон намеренно, с тем, чтобы предоставить президенту полномочия на случай возникновения каких-то чрезвычайных обстоятельств. При этом я уверен, что при любом, даже самом нежелательном варианте развития событий заморозка или блокировка не коснется банковских вкладов обычных граждан. Речь идет в первую очередь о счетах корпоративных, причем именно тех компаний, которые так или иначе связаны с недружественными странами, либо о счетах физических лиц, которые связаны с этими государствами или их гражданами. А у всех остальных, по моему глубокому убеждению, нет ни малейшего повода для беспокойства. Тем более что в конфискации государством рублевых вкладов населения нет никакого практического смысла. Наоборот, смысл заключается в том, чтобы заставить людей, которые держат свои сбережения в банках, как можно больше их тратить, тем самым стимулируя внутренний спрос на продукцию отечественного производства. А для того, чтобы они тратили не только свои, но и заемные деньги, снижаются процентные ставки по кредитам, вводятся льготные ипотечные программы. Если же счета будут заблокированы, люди не смогут потратить даже те деньги, которые у них уже есть. Отмечу в этой связи, что, когда начинаются разговоры о возможной заморозке или даже конфискации банковских вкладов, все обычно вспоминают 1991 год, когда еще советское правительство заблокировало на полгода часть банковских счетов физических лиц. Но тогда ситуация была прямо противоположная: денег у людей было много, а купить на них было нечего. Граждане пытались приобрести хоть что-то, но экономика не могла им предложить ничего существенного, что только еще больше разгоняло инфляцию и стимулировало развитие черного рынка, где было все, но очень дорого. Сейчас же экономика готова предложить любые товары и услуги, был бы на них спрос.

– Давайте заглянем в завтрашний день. Перед началом XXV Петербургского международного экономического форума, прошедшего во второй половине июня, отечественное рейтинговое агентство АКРА объявило, что спад российской экономики в 2022 году может составить около 8%, хотя ранее речь шла о 10%. Согласно прогнозу Мин­экономразвития РФ, следует готовиться к падению ВВП на 7,8%, а по версии Всемирного банка он снизится на 8,9%. Насколько пагубным окажется такое падение ВВП для экономики страны и ее граждан?

– Сам факт того, что прогнозы по падению ВВП России в этом году стали более скромными, однозначно реакция на то, что наша экономика не обвалилась так, как ожидалось. Она осталась в более или менее стабильном состоянии. А в ответ на всяческие санкции и ограничения произошли не массовые остановки производств, а, наоборот, движение в сторону восстановления, развития и строительства собственных производственных мощностей. Сбежали не все иностранные компании, а те, которые сбежали, в основном передали свой бизнес местным партнерам, и он продолжил функционировать. Закономерно, что на этом фоне прогнозы по падению ВВП стали более умеренными.

Что касается падения на 8%, то это, конечно, очень много, поскольку даже 3-5-процентное падение весьма чувствительно для экономики. Но не смертельно. Каждый на собственном примере может прикинуть, много это или мало, если его доходы по сравнению с прошлым годом уменьшились на 8%, точнее, если настолько меньше, чем год назад, он будет потреблять в натуральном выражении. Например, можно не поехать в отпуск в Турцию, а провести его на собственной даче, и вот вы уже сэко­номили эти 8%. Можно вместо говядины перейти на куриное мясо, и так далее.

Следует также учитывать, что падение будет неравномерным. Скажем, сельское хозяйство на 8% точно не упадет, может быть, оно даже вырастет. Наверняка сохранят позиции такие базовые отрасли экономики, как транспорт, энергетика и машиностроение. А вот торговля, сфера услуг, особенно в части индустрии развлечений, наверняка потеряют существенно больше. Поэтому серьезной значимостью будет обладать не снижение ВВП как такового, а снижение промышленного производства. Вот это уже будет характеризовать то, что реально происходит в базовой экономике. Напомню, что сегодня доля торговли и сферы услуг составляет около трети ВВП.

– На Западе многие предрекают, что вслед за двумя первыми всадниками Апокалипсиса, которые в «Откровении Иоанна Богослова» описаны как Чума (COVID-19) и Война (спецоперация ВС РФ на Украине), в скором времени прискачет третий – Голод. И винят в этом Россию, которая якобы заблокировала вывоз с Украины 20 млн тонн пшеницы. Между тем, согласно статистике, доля этой страны в мировом производстве пшеницы составляет всего около 2,5%. А голод грозит не столько коллективному Западу, сколько Африке и арабским странам, которые импортируют зерно. Может быть, в недружественных странах больше боятся наплыва беженцев? И, кстати, застрахована ли Россия в такой ситуации от подобного «великого переселения»?

– Пшеница производится по всему миру, и большая ее часть потребляется там же, где производится, и только излишки продают на экспорт. Поэтому доля Украины в экспортно-импортных операциях с пшеницей оказывается достаточно высокой и составляет порядка 15-20%. Европейцам, американцам и австралийцам своей пшеницы хватит, и, наверное, хватит ее во многих странах Азии и Латинской Америки. А вот в Африке, в арабских странах, на Ближнем Востоке, где народу много, а пшеницы мало, выпадение из импортируемых объемов 20% может спровоцировать голод. Как минимум это вызовет существенный рост цен, и, как следствие, огромная часть населения будет просто не способна покупать зерно. Насколько я понимаю, европейцев и американцев мало беспокоит то, что люди в Африке будут голодать. Они боятся другого. Во-первых, того, что африканцы и арабы ринутся в Европу, а во-вторых, что цена на пшеницу повысится для всех, ведь рынок-то общий.

Что касается перспектив наплыва беженцев из Африки, арабских стран, с Ближнего Востока, то России в обозримом и достаточно отдаленном будущем это не грозит. Потому что в Европу едут люди, которые работать не собираются. Они едут туда за пособиями, за тем, чтобы хорошо жить и ничего не делать. Весь этот поток мигрантов не попадает на рынок труда. Он попадает непосредственно в социальную систему и просто живет за счет местного населения, которое работает и платит налоги. Именно это является драйвером движения в Евросоюз – то, что там можно жить на халяву. А в России нет такого благоприятного режима, за нашими пособиями никто не приедет. Если кто-то захочет к нам перебраться, милости просим! Но если уж ты приехал, то будешь работать. Вот только приезжать сюда, чтобы трудиться, никто не собирается. Вы спросите: а как же гастарбайтеры из ближнего зарубежья? А я отвечу, что они не уезжают из родных мест, где у них живут жены и дети. Они не переезжают, а приезжают к нам на заработки, фактически вахтовым методом. Так что это совсем другая история…

Вадим СЕРГЕЕВ

На главную
Яндекс.Метрика