Заработать миллиард, или Как государство решило обеспечить рост отечественных высокотехнологичных компаний, в число которых вошли три татарстанских предприятия

Почти три года назад с легкой руки Минэкономразвития России и НИУ «Высшая школа экономики» в России появился амбициозный проект «Национальные чемпионы», призванный к 2020 году «вырастить» более 10 российских частных высокотехнологичных компаний с объемом продаж не менее 500 млн долларов каждая. По примеру ряда стран ставка сделана на слой представителей среднего быстрорастущего бизнеса, занимающих лидирующие позиции на своих рынках. Отбор компаний в проект ориентирован на компании с годовой выручкой от 500 млн до 30 млрд рублей. О том, к чему может привести движение «Национальных чемпионов», в эксклюзивном интервью нашему журналу рассказал Станислав РОЗМИРОВИЧ, директор Центра исследований сферы инноваций Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», представитель Совета проекта «Национальные чемпионы» (г. Москва).

– Станислав Дмитриевич, какой резон государству поддерживать и без того успешные, с хорошими оборотами компании?

 

– Да, по российским меркам это достаточно сильные компании, которые уже имеют опыт работы на рынке, предпринимательские достижения, с хорошим технологическим бэкграундом, использующие как собственные, так и разработки научных институтов и университетов. Высока вероятность, что при их поддержке интересные технологии останутся не просто перспективными проектами, а будут реализованы с конкретным экономическим эффектом. С другой стороны, по сравнению с крупными компаниями у них довольно сильный предпринимательский потенциал, так как они являются self-made компаниями, сами выросли из стартапов. А основателями, как правило, являются настоящие предприниматели с драйвом и желанием работать в условиях рыночной среды. У них достаточно компактные управленческие структуры, и компании эти динамично реагируют на изменения рынка и запросы потребителей.

Зачем им помогать? Дело в том, что на мировом рынке они не очень крупные игроки, а в условиях глобальной экономики им приходится конкурировать с серьезными мировыми лидерами. Поэтому тут весь вопрос в «оптике» восприятия успешности, а не количественных характеристиках. Тем более сейчас, когда мы видим яркие примеры «азиатских драконов»: наглядный кейс – компания Huawei, выросшая из небольшого стартапа, в том числе за счет активной государственной поддержки. Что важно для государства – вокруг такого рода фирм начинает создаваться некая экосреда, кластерная система из поставщиков, подрядчиков, партнеров – организаций с технологическим потенциалом. В результате они становятся центром кристаллизации новых секторов промышленности.

– Что дает самим компаниям участие в проекте?

– Когда в мае 2016 года запускался проект, не предполагалось никакого специального инструментария и финансовых субсидий для его участников. Скорее, он задумывался как помощник для эффективного использования имеющихся инструментов. В этом смысле департамент по инновациям и стратегическому развитию Минэкономразвития РФ, как один из организаторов проекта, для решения задач компаний выстраивает максимально удобный путь взаимодействия с другими министерствами и институтами развития: Корпорацией малого и среднего бизнеса, Российским экспортным центром, Фондом содействия инновациям, Фондом развития промышленности, министерствами. Существует поддержка по линии экспортных возможностей, межправительственных комиссий, деловых миссий в зарубежные страны. Есть примеры совместного проведения семинаров с участием министерств и ведомств, круглых столов с участием институтов развития – своеобразное просвещение в сочетании с нетворкингом. Также Минэкономразвития РФ проводит питч-сессии компаний (питч – краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами), где участники находят общие темы, выстраивают сотрудничество. За последний год проведены встречи с РЖД, «Почтой России», «Росавтодором», «Х5 Ритейл групп», «Ростехом».

– Станислав Дмитриевич, что Вы можете сказать по поводу татарстанских компаний, вошедших в число «Национальных чемпионов»?

Насколько я помню, представители предприятия «Данафлекс» в июле этого года стали участниками образовательной программы в «Сколково», ICL вошел в состав участников в 2018 году, чуть раньше – «Эйдос-медицина». Пока могу сказать, что хотелось бы больше активности с их стороны. Все-таки проект рассчитан на то, что компании могут формулировать и выносить на обсуждение свои потребности.

– Как «попадают» компании в проект?

– Самостоятельно. Но часто на этапе отбора участники проявляют активность, а потом «замирают». Возможно, связано это с тем, что проект федеральный. Поэтому сейчас Минэкономразвития пытается инициировать движение на уровне регионов. Мы хотим, чтобы участники проекта общались, говорили о трудностях, объединялись. У нас, кстати, есть в этом плане интересный пример – формирование альянса «ТЕЛМИ». Три компании – производителя телекоммуникационного оборудования (Т8, «Элтекс» и «Микран»), участники проекта «Национальные чемпионы», скооперировались и сейчас лоббируют интересы своего направления, причем уже на уровне Правительства РФ. Добиваются, чтобы российские производители телекоммуникационного оборудования имели приоритеты при размещении госзаказов.

– К каким результатам планируется прийти, благодаря проекту? Что все это даст экономике, обществу?

– Предполагается, что главным критерием должен стать рост компаний-участников. Перспектива обозначена амбициозная: в четыре раза должен вырасти объем экспорта за пять лет, к 2022 году. Не менее двух компаний выйдут на объем продаж 1 млрд долларов, не менее 10 – на оборот 500 млн долларов. Сложно, но задача такая стоит. На миллиард долларов (порядка 70 млрд рублей) пока ни одна из компаний не вышла. Зато уже есть кандидаты выхода на 500-миллионный оборот. Из прикладных результатов: ряд участников получили доступ на межправительственные комиссии, зарубежные рынки, которые их интересуют, решение конкретных вопросов, связанных с включением продукции компании в список высокотехнологичных, по интеллектуальной собственности, участию в тендерах и госзакупках.

– Насколько я понимаю, таким образом, оживляется и экономика…

– На сегодня в проект отобрано 84 компании, из них 22 – только месяц назад. Считаю, что пока это капля в море. Чтобы они перешли в категорию крупных компаний, которые имеют системный эффект на уровне экономики, нужно время. Пока совокупная выручка участников составляет порядка 300 млрд рублей. За небольшим исключением, это по большей части «скрытые чемпионы», то есть компании, авторитетные в своих сегментах, имеющие лидерство не только в России, но и на мировом рынке, но порой не столь широко известные. В той же Германии насчитывается несколько тысяч «скрытых чемпионов», которые формируют до 25 процентов всего экспорта этой страны. Их вполне устраивает своя позиция, но в своей нише они достигают совершенства, высокого качества, хороших ценовых характеристик. В этом плане они даже более перспективны, чем так называемые венчурные стартапы, поскольку вторые имеют перспективу при первой возможности уехать в Кремниеву долину или в Москву, чтобы реализовывать себя в более комфортной технологической среде. А вот такие «скрытые чемпионы» врастают в региональную среду. Яркий пример – татарстанская компания ICL, которая, даже достигнув успеха, продолжает развиваться именно в своем регионе, строит свой технопарк в Казани. Или «Данафлекс», который строит завод в Чехии, но при этом продолжает базироваться в своем регионе, в Татарстане. В этом смысле именно такие компании особенно перспективны в качестве объекта поддержки на региональном уровне.

Оксана БИРЮКОВА

На главную
Яндекс.Метрика