Каким станет Горьковское шоссе?

Горьковское шоссе и его пробки – притча во языцех жителей Юдино, Радужного, Залесного и остальных примыкающих поселков. Стараясь добраться на работу или по делам вовремя, бедолаги (кстати, сюда относятся и зеленодольцы) выходят из дома на час-два раньше, чем жители Казани. Так что реформирование этой автомобильной артерии назрело давно. И вот дело сдвинулось с мертвой точки!

Окончательно определились не только параметры реконструкции Горьковского шоссе, являющегося главными воротами столицы Татарстана, но и источник финансирования работ. На первом этапе, в 2022 году, на их проведение выделено 3,6 млрд рублей – это часть инфраструктурного бюджетного кредита на сумму 10,4 млрд рублей, который республика привлекает впервые. А общая стоимость грандиозного проекта составит около 22 млрд рублей.

То, что Горьковское шоссе вечно стоит в пробках, ни для кого из казанцев не новость. Но, пожалуй, наиболее убедительно необходимость его радикальной реконструкции обосновал мэр столицы Татарстана Ильсур Метшин, выступая в прямом эфире одного из местных телеканалов в конце прошлого года.

– Когда я только начинал работать мэром, в Казани было 135 тысяч машин, сейчас их 460 тысяч, – заявил градоначальник, напомнив, что принял столицу Татарстана от Камиля Исхакова осенью 2005 года. – Мы строим опережающими темпами, не стоим на месте, перед каждым международным событием улучшаем дорожную инфраструктуру, но все равно не успеваем за растущим количеством автомобилей.

Тогда же он сообщил, что согласно концепции реконструкции на тех участках, где магистраль имеет четыре полосы движения, она будет расширена до шести полос (по три в каждую сторону). Кроме того, планируется построить несколько многоуровневых и одноуровневых развязок, а также подземных пешеходных переходов. Все это позволит обеспечить непрерывное движение без светофоров от Горьковского кольца, где улица начинает отсчет домов, до въезда в поселок Залесный, где она заканчивается переходом в улицу Залесную.

– В ближайшее время начнем реализовывать этот проект, но все будет зависеть от экономики, возможностей и федеральной поддержки, – подчеркнул Ильсур Метшин.

О том, что реконструкция Горьковского шоссе уже стартовала, стало известно в начале мая, когда министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов рассказал о реализации программы дорожных работ в Татарстане в 2022 году на брифинге в Доме Правительства РТ.

– Подготовительные работы уже начались, идет вынос коммуникаций, – сообщил министр. После чего уточнил, что получение положительного заключения государственной экспертизы ожидается только в сентябре, но начатые работы было разрешено вести без экспертизы.

По словам Фарита Ханифова, Татарстан впервые решил привлечь инфраструктурный бюджетный кредит и уже получил его в 2021 году в размере 10,4 млрд рублей под 3% годовых со сроком погашения до 15 лет. Именно из этой суммы будет выделено 3,6 млрд рублей, которые в 2022 году пойдут на реконструкцию Горьковского шоссе протяженностью 12,8 км.

Напомним, что Горьковское шоссе было построено в 70-х годах прошлого века взамен дороги через Аракчино вдоль Волги и получило свое название благодаря направлению в сторону Горького, как тогда назывался Нижний Новгород. Изначально оно было двухполосным, однако после глобальной реконструкции 2005 года стало магистралью с четырех- и шестиполосным движением. Что же она будет представлять собой после новой, еще более масштабной реконструкции?

В приоритете автобус, велосипед и, возможно, трамвай

Начнем с начала улицы, возле Горьковского кольца, которое согласно предпроектной документации будет ликвидировано, а вместо него появится подземная развязка. А с улицы Фрунзе на Болотникова построят подземную разворотную петлю.

По Генплану Казани до 2040 года должен быть проложен новый трамвайный маршрут, который начнется от Большого Казанского кольца, у Казанского училища олимпийского резерва повернет в сторону улиц Васильченко и Химической, а затем вдоль границы лесопарка «Лебяжье» выйдет на проспект Заречье жилого комплекса «Салават Купере». Его население, кстати, по замыслу застройщиков, в итоге должно будет составлять не менее 50 тысяч человек. Впрочем, пока эта трамвайная линия не входит в стоимость реконструкции Горьковского шоссе, и, возможно, ее строительство будет финансироваться как отдельный проект.

Через Горьковское шоссе построят три подземных пешеходных перехода, а надземные пешеходные переходы после Горьковского кольца и рядом с училищем олимпийского резерва сохранят. В отличие от других, реконструкция данного отрезка улицы, плотно застроенного многоквартирными жилыми домами, будет сопряжена с переносом многочисленных инженерных коммуникаций – водопровода, ливневой канализации, газопровода, сетей связи и электричества.

Фрагмент велодорожки от парка имени Урицкого до ЖК «Салават Купере», предусмотренной в проекте реконструкции, уже проложен до границы лесопарка «Лебяжье». Отметим, что по велосипедному генплану Казани этот маршрут входит в число первоочередных.

Две из шести полос реконструированного шоссе отдадут на откуп общественному транспорту. Автобус получит преимущество на всем протяжении обновленной автомагистрали.

«Прокол» насыпи железной дороги и разворотные петли

На участке от торгового центра «Факел» до железнодорожного путепровода должны появиться наземная разворотная петля рядом с автозаправками ТАИФ-НК и надземный пешеходный переход возле «Факела». Существующий четырехполосный «прокол» в железнодорожной насыпи будет расширен за счет среза существующих откосов путепровода с укреплением подпорными стенами. Этот момент Президент Татарстана Рустам Минниханов еще в ноябре прошлого года обсудил с новым начальником Горьковской железной дороги Сергеем Дорофеевским, поэтому со стороны РЖД никаких препятствий возникнуть не должно.

Участок от железной дороги до федеральной трассы М-7 «Волга» тоже претерпит существенные изменения. В итоге там должны появиться две наземные разворотные петли. Одна расположится после железнодорожных путей, почти вплотную к Малому Лебяжьему, другая – между Лебяжьим и спорткомплексом «Олимпиец» в поселке Залесном. В придачу к наземным построят две подземные разворотные петли. Первую – возле СК «Олимпиец», вторую – между перекрестком улиц Залесная и Осиновская и АЗС «ТАИФ-НК» на выезде из города. К двум действующим надземным пешеходным переходам в Залесном и на Лебяжьем добавятся еще три. Один построят у уже упомянутой разворотной петли на выезде из Казани, другой – возле автозаправки «ТАИФ-НК», третий – у спорткомплекса «Олимпиец». Когда все эти работы будут завершены, город получит вылетную 6-полосную магистраль без светофоров.

Урбанисты против расширения Горьковского шоссе?

Как ни парадоксально, но у планов по реконструкции Горьковского шоссе есть убежденные противники. Например, к их числу относятся поклонники популярного телеграм-канала «Казан Урбанчы». Точку зрения сообщества его подписчиков выразил автор канала Дмитрий Сагдеев.

– Полагаю, что такая позиция вызовет у большинства казанцев скепсис, не говоря уже об автомобилистах, почти ежедневно стоящих в пробках на Горьковском шоссе и как манны небесной ожидающих прибавления на нем по полосе в каждую сторону. Они уверены, что тогда магистраль сразу же поедет. Но она не поедет, – убежден он. – Потому что, как бы мы ни расширяли Горьковское шоссе до шести или даже до восьми полос, оно все равно будет выходить туда, куда выходит сейчас. Все, чего мы добьемся в результате реализации этого многомиллиардного проекта, это то, что пробка со стороны пригорода переместится от «Факела» на улицу Болотникова у пересечения с Кулахметова и к Разъезду Восстания. А в обратном направлении затык, как в сторону Юдино, так и в сторону ЖК «Салават Купере» и Осиново, произойдет у перекрестка с Осиновской. К тому же расширение дороги неизбежно приведет к росту периферийной застройки по обе стороны от нее. А значит, реконструированное Горьковское шоссе быстро заполнится новыми автомобилями и снова встанет. На мой взгляд, его расширение имеет смысл только в том случае, если лишнюю полосу в ту и другую сторону отдадут под линию скоростного трамвая или, на худой конец, под 300-местные метробусы, если уж городским властям так хочется их где-нибудь запустить.

И все-таки оно поедет

На первый взгляд, доводы урбаниста-общественника выглядят достаточно убедительно. Однако как раз таки для смягчения транспортной нагрузки на улицы Восстания и Болотникова и запланирован отказ от кольцевого движения в пользу подземной развязки. А следующие за ними в сторону центра города улицы Краснококшайская и Вахитова уже давно расширены с учетом постоянно растущей транспортной нагрузки, и пробки там случаются разве что в случае серьезного ДТП. Что же касается гипотетического роста периферийной застройки по обе стороны Горьковского шоссе, то не надо забывать о том, что вскоре после того, как Ильсур Метшин стал мэром Казани, все семь ее районов были объединены в одно муниципальное образование – «городской округ Казань». А, например, полное название районной администрации, на территории которой находится Горьковское шоссе, звучит так: «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета г. Казани». Соответственно разрешение на строительство не только многоэтажного «человейника» на обочине этой магистрали, но и коттеджа для одной семьи будут давать городские власти, те самые, которые несколько лет добивались выделения денег на реконструкцию Горьковского шоссе. И нет никаких оснований полагать, что в данном случае они будут действовать по принципу «левая рука не знает, что делает правая». К тому же не стоит забывать о строительстве дороги-дублера Горьковского шоссе от улицы Несмелова до федеральной трассы М-7, которая уже добралась до Храма всех религий, и о том, что совсем скоро замкнется Большое Казанское кольцо. Так что можно не сомневаться в том, что после реконструкции Горьковское шоссе поедет, и еще как поедет!

Вадим СЕРГЕЕВ

На главную
Яндекс.Метрика