Музыка любого народа – о мире и любви

Миляуша ТАМИНДАРОВА, народная артистка РТ, создатель и руководитель Государственного камерного хора Республики Татарстан, убеждена, что у хорового дирижера особая миссия, особый путь – он призван служить искусству и своему народу.

– Уважаемая Миляуша Амировна, для начала позвольте задать, наверное, самый простой вопрос: что такое в Вашем понимании хорошая музыка?

– Вопрос простой, но в то же время сложный, и каждый артист отвечает на него, исходя из своих профессиональных и человеческих убеждений. Я уверена, хорошая музыка – та, что берет за душу, за самое живое, как говорится, пробирает до мурашек. Моя задача как руководителя певческого коллектива – показать слушателю красоту человеческого голоса, сильные эмоции, создать жизнеутверждающий душевный настрой. С уверенностью могу сказать, что для музыканта главное – служение слушателю, своей публике. Совершенно не приемля какого-либо снобизма, порой присущего профессиональному искусству, я честно и искренне выполняю свой долг, который выражается в главном посыле – служить людям через искусство.

– А многие музыканты разделяют Ваши взгляды?

– У нас в Татарстане таких людей немало. Глубоко уважаю академических музыкантов за их неустанную созидательную работу, благодаря которой классическая музыка стала узнаваемой, уважаемой в республике, в том числе в самой широкой среде. Их деятельность – отличный образец того, как высокое искусство не только парит где-то в небе, а действительно работает на музыкальное просвещение даже неподготовленной публики.

Безусловно, есть много музыкантов, обладающих большим талантом, и пусть их имена сегодня звучат пока не громко, поскольку они в основном молодые сочинители и исполнители, но я вижу их убежденность в своей миссии, в постановке более масштабных задач в творчестве и в жизни. Вот, например, Миляуша Хайруллина – талантливый молодой композитор, обращенная к серьезным национальным темам. Совсем недавно она написала оперу «Кави Наджми», произведение интересное, с красивой яркой музыкой, и я очень рада, что приглашена принять участие в качестве певицы в концертном исполнении оперы.

Вместе с тем считаю, что современной татарской культуре не хватает идейных людей. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда, имея большой Союз композиторов Татарстана, практически не имеем композиторов, пишущих национальную музыку. Между тем татарская музыка, которая в народной традиции существует, наверное, тысячу лет, а в профессиональной – всего-то чуть больше ста, представляет собой неисчерпаемый кладезь идей, нераскрытого потенциала, невероятной красоты и душевности. Но, видимо, наши молодые ребята считают, что пентатоника – отживший анахронизм.

– Миляуша Амировна, многие называют Вас настоящим борцом за развитие татарской музыки и национального искусства в целом…

– Да, я за сохранение музыкальных корней – будь то татарская музыка или музыка других народов, чему, собственно, посвящен наш новый проект «Дружба народов». Горячо ратую за развитие татарской музыки во всем ее жанровом разнообразии – я и за академические «высокие» жанры, и за альтернативную, и за популярную музыку. Пусть будет больше хорошей татарской музыки!

Но данным направлением нужно планомерно и систематически заниматься, в том числе и при государственной поддержке: создавать новые произведения, не забывать уже написанное, изучать, писать, исполнять – словом, делать все, чтобы музыка была в нашем сознании, стала частью нашей жизни. К сожалению, сегодня это не так.

В многочисленной среде композиторов республики мало кто пишет произведения в исконном для татарской музыкальной культуры ладу – пентатонике. Между тем я уверена, что можно организовать свой материал по древнейшим законам татарского мелоса и при этом не потерять новизны и современной свежести. Наоборот! На фоне ориентированности молодых композиторов на обобщенное западноевропейское или американское звучание либо на отказ от какой-либо национальной идентификации в принципе пентатоника звучит на удивление ярко и свежо. Совершенно забыт современными сочинителями песенный жанр. Что же касается хоровых произведений, то здесь ситуация странная и, честно говоря, унылая: кажется, что композиторы боятся человеческого голоса. Новых творений нет уже много лет…

Современная жизнь подчинена широкой цифровизации, наша республика признана абсолютным лидером в цифровизации всех аспектов жизни, и это здорово. Но вы не найдете в интернете произведения классиков – Рустема Яхина, Назиба Жиганова, Мансура Музафарова, их там просто нет, или есть, но мизерное количество.

Или вот интереснейший вопрос уникальной татарской музыкальной мелизматики, то есть голосового украшения песни – такого качества традиционного пения, которое отличает именно национальное пение от любого другого. У каждого, кто владеет искусством мелизматики, она своя. Мне невероятно интересно этим заниматься, и некоторое время назад я добросовестно попыталась найти хоть какое-то научное исследование на данную тему. Но меня постигла неудача – современных фундаментальных исследований найти не смогла. Печально, что, не имея возможности всестороннего изучения искусства татарской мелизматики, которая – позвольте выразиться поэтично – «укрыта мягким платочком и выходит из самой сердечной чакры» (в отличие, например, от подобных голосовых вибраций афроамериканцев, имеющих чувственное, телесное начало), мы постепенно теряем свое исконное искусство, идущее из глубины, от самого сердца.

– Есть решение проблемы?

– Наверное, философы порассуждали бы сейчас об объективных рисках современного мира, поиске баланса между сохранением национальной аутентичности и яростным наступлением глобализма, о той черте, где заканчивается национальная идентичность и начинаются «иваны, родства не помнящие». Но мой личный ответ – работать, творить, созидать! А ответ нашего коллектива еще более конкретный! В прошлом году мы реализовали масштабный, очень сложный в музыкальном плане беспрецедентный проект – «Антология татарской хоровой музыки». Пользуясь случаем, хотела бы еще раз сердечно поблагодарить руководство компании «Татнефть», без финансовой поддержки которой проект и выпуск цифрового альбома не состоялись бы. Но он есть – не только к нашей радости, но и к радости всех любителей татарской музыки, особенно из регионов России и зарубежных стран, где компактно проживают татары всего мира, скучая по родной речи и татарскому «моң». Обязательно будем продолжать свою работу по систематизации уже созданной национальной музыки и с нетерпением ждем новых творческих шедевров.

– Миляуша Амировна, о чем мечтаете?

– Никогда не перестаю мечтать, и это прекрасно! Сегодня чувствую какую-то новую силу, способную меня увлечь, – говорю о передаче своих знаний, огромного опыта, своего видения дальнейшего развития нашей потрясающей профессии. Я когда-то преподавала в Казанской консерватории, но затем отошла от педагогической деятельности, сделала акцент на концертной практике и в 2007 году создала камерный хор, которому, кстати, в текущем году исполнилось 15 лет. Замечательный коллектив единомышленников и сподвижников! И сейчас я чувствую состояние новой зрелости, начала нового этапа. Для меня всегда очень много значила энергия поющего человека. Она всеобъемлюща, высока и напрямую отражает сокровенный внутренний мир каждого. Поющие вместе люди – действительно родственные души. Когда дышишь вместе с рядом стоящим, вместе артикулируешь, чувствуешь его локоть в самом прямом смысле слова, то автоматически погружаешься в атмосферу общности, соборности, дружбы, любви друг к другу, и это не зависит от характера, подготовленности или внутреннего созревания. Если хотите, у поющего человека особая миссия, место в жизни, особый взгляд на обыденность.

Именно поэтому я готова учить петь. Мне известно, как это делать, не из книг, не теоретически, а исходя из своего огромного практического опыта. При этом я знаю не только как собственно петь, но и как владеть телом, задавать ритм, как рождать и передавать слушателю энергию музыки. Тут очень много факторов чисто в профессиональном плане: певческий инструментарий, телесные точки, пространственный звук, осанка, владение аппаратом, костно-мышечной системой и так далее, – то есть я говорю сейчас о так называемой локальной технике, о целой системе, выработанной мной за долгие годы практической деятельности в области хорового искусства.

Видимо, я также созрела для управления огромным коллективом, таким большим молодежным хором, где средством созидания являются новые таланты и молодая энергия. Безусловно, хотелось бы поработать с детьми. Ну а свой коллектив – Государственный камерный хор – вижу как настоящий хор-трансформер, умеющий работать в разных стилях, жанрах и составах. Мы идем сейчас к тому, чтобы стать абсолютно универсальной командой, которая уверенно ориентируется в любых жанрово-стилевых координатах, на любую публику, такой хор – на все руки мастер.

– Какой проект Вам особенно дорог?

– Они все дороги мне, как дети. Но сегодня в сложный период истории нашей страны ответственность искусства возрастает многократно, и я это понимаю всем сердцем! Поэтому в реализации проекта «Дружба народов» вижу особый смысл и невероятно высокую цель. История проекта началась с того, что на протяжении нескольких лет мы работали с программой «Музыка народов мира», где пели татарскую, русскую, азербайджанскую, казахскую, украинскую, чувашскую музыку. Должна вам сказать, что это удивительно красивое звучание, особая поэтика, невероятная душевность! Включая в программу новые песни разных народов, постоянно убеждались: музыка любого народа прекрасна, созидательна, она о душе человека, о мире, о любви.

В семье меня воспитали в убеждении, что культура и искусство – истинный посол мира. Во время Великой Отечественной войны мой отец как солдат армии маршала Рокоссовского дошел до Варшавы, но я никогда не слышала от него ни одного плохого слова в адрес немецкой культуры. Мама пошла на войну добровольцем, в ее личных вещах был томик Гете в оригинале. Поэтому для меня культура, все виды искусства, и в первую очередь музыка, – те духовные достижения эволюции, абсолютно точно способные примирить противоборствующие народы и страны.

В прошлом году я дирижировала большим хором на Красной площади в рамках финала всероссийского конкурса «Битва хоров», где наш коллектив стал лау­реатом. В Москве я увидела действительно великую хоровую Россию, нас с ребятами переполняло чувство сопричастности к грандиозным свершениям нашей страны и ответственности за ее будущее, чувство сопричастности к чему-то большому и важному, что ты и все рядом и есть россияне и что все мы дышим в едином порыве. Когда стоишь на главной площади России вместе со своими сооте­чественниками, точно не забудешь этого никогда в жизни… Вот Вы спрашивали, о чем я мечтаю. А о чем еще может мечтать человек, ощутивший через музыку, через красоту пения, через народное искусство мощь многомиллионного народа своей огромной страны?..

– Спасибо большое, Миляуша Амировна, за интересную беседу. Желаю Вам и Вашему коллективу дальнейших творческих успехов!

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика