Радион БУКАЕВ: «Театр невозможно заменить!»

Радион БУКАЕВ, главный режиссер Казанского театра юного зрителя, уверен, что театральная сцена – очень емкое и широкое понятие: для настоящего актера площадкой может стать любое пространство, даже улица.

– Радион Тимурович, театр готовится отмечать 90-летнюю годовщину, а каким было его начало?

– Точно таким же, как и начало любого другого дела в Советской России. С социального запроса и группы энтузиастов, поддержанных государственным решением. А расцвет деятельности нашего коллектива начался в 1950-е годы. Именно это время можно считать творческим взлетом Казанского ТЮЗа, когда он приобретает у казанского зрителя необычайную популярность и формируется крепкая профессиональная труппа. Радует, что наш театр всегда, в разные времена находил своего зрителя.

– Наверняка есть значительные страницы в летописи творческого коллектива.

– Конечно. Первой значимой вехой было вливание в труппу артистов Сталинградского ТЮЗа. Их профессионализм помог поднять качественно артистическую планку. Затем развитие ТЮЗа пошло под знаком режиссерского театра и было связано со многими яркими именами. Юрий Погребничко, Феликс Григорьян, Борис Цейтлин, ставил спектакли Дмитрий Черняков – один из крупнейших российских оперных режиссеров, работавший на многих площадках мира. Начинал здесь карьеру выдающийся татарский режиссер Марсель Салимжанов, работали знаменитые российские актеры: заслуженная артистка РФ и РТ Роза Хайруллина, народный артист РФ Владимир Ильин. Есть и современные достаточно известные режиссеры, лауреаты премии «Золотая маска».

– В чем особенность Казанского ТЮЗа сегодня и Вашего подхода к построению театральной жизни?

– Наш театр для семейного просмотра. Отсюда следует задача создавать материал как повод для разговора между старшим и младшим поколением. Каждый спектакль строится как диалог, может быть, даже в конфликтной зоне, в споре отцов и детей, но это всегда общение, дискуссия.

Далее. Наш театр режиссерский. Есть актерские театры, в них существует большой пиетет к автору пьесы. Репертуар актерского театра подбирается таким образом, чтобы наиболее интересно показать возможности и таланты артистов. В режиссерском театре драматург – лишь повод для создания спектакля, для нового прочтения, иного видения произведения.

– Ваша авторская идея – это…

– Мне важна моя личная концепция. В диалоге с создателем пьесы рассказываю личную историю своего мироощущения, связанную, конечно, с авторским взглядом. Не менее важна и позиция артиста, который должен постоянно находиться в «связке» с режиссером, с драматургом. Профессионал, обладая знанием материала, обязан иметь собственное мнение и быть свободным от излишнего пиетета перед автором.

– Как Вы решаете кадровую проблему?

– Я сторонник разнопланового коллектива. В России есть сильные театральные школы, но привлечению иногородних специалистов мешает дороговизна жилья в Казани, поэтому мы вынуждены опираться на выпускников местного театрального училища, и должен признать – их уровень очень даже неплохой. Через полтора сезона планирую набрать собственную студенческую группу. Соответствующее предложение от руководства учебного заведения уже поступило.

Есть, конечно, у нас и возрастные мастера сцены: народной артистке РТ Нине Ивановне Калагановой 78 лет, заслуженному работнику культуры РТ Любови Николаевне Лукиной – 75. Наш ветеран Юрий Максимов приближается к 100-летнему юбилею. К сожалению, он уже не выходит на сцену, но мы всегда помним о нем, о других наших ветеранах.

– В своих постановках Вы не ограничиваетесь классической сценой…

– Казанский ТЮЗ располагает четырьмя площадками. Большой зал, рассчитанный на более чем 260 человек, зеркальный зал, беби-театр для самых маленьких и фойе. С него, к примеру, начинается спектакль «Пешеходы», и участники выходят на улицу, актеры ведут их по центру нашего города, сами не зная, где закончится действо. Они рассказывают о Казани своего детства и юности.

У нас есть постановка «Счастливая Шарлотта», действия которой проходят в помещении соседнего винного бара. Очень популярен аудиоспектакль «Ночной трамвай». Если пожелаете его посетить, то о билетах придется позаботиться заранее. Начинается необычное представление на рельсах в 23:00 с остановки «Проспект Победы» и идет в движении 1 час 20 минут.

– Эксперимент будет продолжен?

– Мы расширяем ареал театрального действия. Недавно выиграли грант фонда Потанина совместно с музеем КФУ, в котором будет поставлено два спектакля. Проект называется «Ученые дети». Есть еще подростковая студия-­театр, инклюзивная студия. Так реализуется концепция расширения театральной среды.

Для активизации общения со зрителем действует дискуссионный клуб, ребята активны в социальных сетях, вошло в постоянную практику проводить обсуждения работы после спектаклей.

Считаю, что в 1990-е и нулевые годы российский театр начал терять аудиторию, и, по некоторым данным, сегодня туда ходит 3-4% населения страны. Моя задача – показать, что сценическое искусство особенное и это здорово! Театр невозможно заменить ни интернетом, ни телевизионными шоу. И воспитание зрителя сегодня для нас – важнейшая миссия!

– Поздравляем Вас и весь коллектив Казанского ТЮЗа с юбилеем! Желаем творческого вдохновения, успехов и благодарных зрителей!

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика