Татары в Петербурге

Личность человека складывается из множества составляющих: поступков, воспоминаний и, конечно же, культурного наследия своего этноса. Я татарка, родилась и выросла в столице Татарстана. В детстве перед сном мне читали народные сказки. Любимой была «Су Анасы». И вот я выросла и, поступив в Санкт-Петербургский государственный университет, переехала Северную Венецию. Этот город, на первый взгляд совершенно непохожий на Казань, стал для меня вторым домом. Прожив здесь два года, я узнала его лучше и поняла, насколько эти два мегаполиса похожи.

Главное и важное открытие: и в Казани, и в Питере гармонично существуют восточная и европейская культуры. Например, на одной улице можно встретить мечети и церкви. Согласно указу Петра I, из Казанской губернии, Нижнего Новгорода, Касимова, Пензы и других центральных областей России на строительство Санкт-Петербурга прибывали тысячи работных людей.

Так татары стали неотъемлемой частью многонациональной «семьи» Северной Пальмиры, активно принимая участие в экономической жизни города с самых первых дней ее основания. С конца XIX века они не только занимались торговлей хлебом, кожей и солью, но и владели железнодорожными ресторанами и буфетами Николаевской, Царскосельской, Варшавской и Балтийской железных дорогах, а также несколькими крупными ресторанами города. Недаром говорят, что Петр I прорубил окно в Европу и отворил в Азию врата.

Этническая слобода располагалась в самой исторической части города – на Петроградской стороне. Однако до наших дней топономика сохранила только одно историческое название улицы – «Татарский переулок».

На Каменном острове находится знаковое для мусульман здание – мечеть. Появление места для совершения религиозных обрядов в городе на Неве – вопрос, который волновал татарскую общину с конца XVIII века. Но только в начале XX века Николай II разрешил строительство. Тогда бухарский эмир Сеид Абдулахад-хан пожертвовал крупную сумму денег на покупку двух земельных участков на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка.

Здание поражает и сегодня. Серый холодный камень и яркая майолика – прекрасный пример сочетания восточных и европейских традиций. В основе создания шедевра – идея синтеза северного модерна и образов тимуридской классики. Сооружение достаточно монументальное: 32 метра в ширину, 45 в длину. Главный купол возвышается на 39 метров над землей, а шпили минаретов – на 48. Внутреннее пространство трехэтажной мечети поделено на зоны. На первом этаже мужской молитвенный зал, на втором – женский. А на третьем – медресе, духовная школа для прихожан.

Самобытность моего народа, пропитанная национальной гордостью, и здесь активно развивалась — в начале ХХ века создана первая еженедельная газета «Нур». Важным этапом объединения татарской общественности было создание в 1997 г. первой общественной организации «Татарская национально-культурная автономия». Основные цели, которая поставила перед собой организация: развитие национальной культуры и укрепление дружбы с другими народами. Так, совместно с фондом по проведению культурно-массовых мероприятий «Петербургский Сабантуй» и региональным отделением женского движения «Ак калфак» национальной автономией проводятся мероприятия, направленные на популяризацию и сохранение этнической идентичности. Проходят вечера поэзии Габдуллы Тукая, лекции, посвященные татарскому народному костюму, сабантуи, выставки тюркских музыкальных инструментов. В Культурном Центре при национально-культурной автономии есть курсы татарского языка.

Неотъемлемая часть любого культурного кода – национальная кухня. В древности татары были кочевниками и перемещались по степям вместе с семьями и всем своим хозяйством. Основу рациона составляло мясо: баранина, конина и говядина. Национальная кухня славится мясными супами и мясными пирогами-эчпочмаками, а также сладкой выпечкой: чак-чаком, кош теле, губадией. И, конечно, все это представлено в Санкт-Петербурге. Просто надо знать, где искать. В заведении «Мама Волга»! Здесь и меню построено преимущественно на традиционных блюдах, и музыка звучит этническая. Когда я прихожу сюда, будто недолго попадаю в Казань. И вкус блюд выше всяких похвал – такой родной, домашний! Недаром, чтобы познать все тонкости классических рецептур, команда поваров ездила на обучение кулинарному искусству на их родину.

… Я часто испытываю чувство ностальгии по семье и родному городу. Но процесс взросления подразумевает трудности. Адаптация в чужом, хоть и прекрасном месте, — всегда сложный и длительный процесс. Однако благодаря сохранению татарстанской атмосферы в Санкт-Петербурге он проходит для меня легче.

Адиля ГАЙФУТДИНОВА
Фото автора

На главную
Яндекс.Метрика