«Иакинф»: путешествие из России в Китай и обратно

Новый сезон Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля открылся мировой премьерой – балетом «Иакинф» на музыку Резеды Ахияровой. Спектакль-биография, посвященный судьбе архимандрита Иакинфа (Никиты) Бичурина (1777–1853), нашего земляка, выпускника Казанской духовной семинарии и одного из первых исследователей Китая, полон драматических событий, внутренней борьбы и страстной преданности делу своей жизни. Либретто к необычной для музыкального театра постановке написал поэт Ренат Харис. Это четвертый его спектакль, созданный в творческом тандеме с композитором Резедой Ахияровой (ранее на сцене театра был поставлен балет «Золотая Орда», оперы «Сююмбике» и «Любовь поэта»).
Как и прежде, в центре сюжетной линии – яркий исторический образ, колоритная, неординарная личность. Но не стоит искать полной фактической достоверности. Обращение к жизнеописанию архимандрита Иакинфа – попытка творческого осмысления вопросов, волнующих авторов, да и всех нас, зрителей, сегодня. «Художественное произведение, если оно настоящее, не может быть просто документальным, – поделился своим мнением Ренат Харис. – Здесь есть и вымысел, и отклонение от биографии, и авторское прочтение некоторых моментов жизни великого ученого-китаиста Никиты Бичурина – одного из основоположников российско-китайских отношений, который за свои научные изыскания четырежды получил высшую награду Российской империи – Демидовскую премию». Сегодня темы межнационального сотрудничества и диалога культур по-прежнему актуальны, как и 200 лет назад.
Первый акт посвящен казанскому периоду жизни главного героя. Семинарист Никита (Михаил Тимаев) молод, полон радостных ожиданий и влюблен в Татьяну (Аманда Гомес). Вся жизнь представляется ему большим праздником. Действие начинается в воскресный ярмарочный день на городской площади. Но Татьяна отдает предпочтение другу Никиты Александру (Вагнер Карвальо). С этого момента внимание зрителя переносится с межличностных отношений на внутриличностный конфликт главного героя, который, тяжело переживая случившееся, решает стать монахом.
Хореографическому искусству свойственен яркий эмоциональный окрас, но, как правило, сюжет развивается вокруг двух героев и их отношений. Новизна и сложность балета «Иакинф» в том, что здесь действие двигает вперед внутренний разлом главного героя. Вы можете заметить: в современной хореографии таких примеров много. В малых формах – да. Но построить целый спектакль на внутриличностном конфликте – задача невероятно сложная. Успешно ли она решена? Считаю, успешно. И вот почему. Та большая душевная работа, которую проделывает герой на протяжении спектакля, приводит к созидательным результатам: каждый раз, мучимый сомнениями, в поисках выхода он будто пробивает свой духовный потолок и выходит на новый уровень, что позволяет ему достигать незаурядных успехов в своем деле. Здесь уместно сказать об исполнителе партии Иакинфа – премьере театра Михаиле Тимаеве, который, выйдя из амплуа классических балетных образов, проявил себя с новой стороны, показав яркий драматический талант. Постановщик Александр Полубенцев наделил главного героя сложной хореографической партитурой, но артистическая составляющая роли требует не меньшего мастерства. Иакинф сродни героям Достоевского, терзаемым противоречиями и сомнениями. Выразить это средствами хореографии – задача нетривиальная. Заканчивая разговор о первом акте, невозможно не отметить брутальный танец монахов, которые принимают Никиту Бичурина в мир физического и духовного аскетизма. Но он только в начале пути – архимандриту Иакинфу вручают грамоту о назначении его главой Русской духовной миссии в Китае.
Второй акт – китайский – интересен во многих отношениях. Создатели спектакля постарались сделать его максимально аутентичным. Перед зрителем открывается богатейшая танцевальная культура Поднебесной в творческом осмыслении Александра Полубенцева. Использование подлинных движений китайского танца пуми, боевого искусства кунг-фу в хореографической редакции, традиционное представление с веерами и танец иероглифов – все это становится частью процесса познания Иакинфом китайской науки, культуры и искусства. Прекрасной находкой стало исполнение аспиранткой Казанского института культуры китаянкой Чжан Ю сола на гучжэне – национальном инструменте.
В третьем акте Иакинф возвращается в Россию. Ему снова выпало испытание: в результате ложных обвинений его приговаривают к ссылке в Валаамский монастырь. Однако известия о его уникальных исследованиях достигают Петербурга – его приглашают в столицу, награждают и чествуют. Перед зрителем предстает панорама дворцовой жизни Северной Венеции с ее помпезностью и лоском. Здесь он снова встречает свою юношескую любовь, но выбор давно сделан. Как в настоящем житие, спектакль заканчивается воспоминаниями и прощанием с жизнью. Ангел уводит Иакинфа за собой.
Сильная сторона постановки – ее динамичность, которая достигается разными средствами. Созданное по принципу жизнеописания оформление спектакля погружает зрителя то в яркую, колоритную Казань начала XIX века, то в атмосферу самобытного Китая, то в великолепие светского Петербурга. Художник-постановщик Вячеслав Окунев отказался от тяжелых декораций в пользу видео-арта и игры света. Пространство то расширяется до размеров площади или дворца, то вдруг за секунды сжимается до монашеской кельи. Музыка также мобильно перестраивается, образуя необычный синтез: чувашские, татарские, русские мотивы сменяются китайскими, а парадные вальсы и полонезы Петербурга соседствует со строгой и глубокой православной традицией. Вслед за музыкой меняется и танец. Однако пестрота не порождает ощущение эклектичности. В финале спектакля, когда герой вспоминает свою жизнь, самые яркие музыкальные темы повторяются, их мелодии переплетаются, образуя пеструю, но единую звуковую палитру, полифонию жизни неординарного человека и ученого.
Балет «Иакинф» стал новым словом в отечественном, да и не только, хореографическом искусстве и как все новаторское вызывает неоднозначное отношение: что-то кажется непривычным и спорным, что-то, возможно, требует дальнейшего творческого осмысления и доработки. Но все это не отменяет его безусловного успеха, главный компонент которого – движение вперед, без него невозможно развитие искусства. Пожелаем спектаклю долгой и счастливой сценической судьбы!


Марина ГОРШКОВА

фото Виталий Янчишин

На главную
Яндекс.Метрика