Стоимость народного кино:много веры, любви и преданности делу

Более двух лет Светлана ИБАТУЛЛИНА, режиссер из Екатеринбурга, руководит съемками некоммерческого фильма «София». Главная идея киноленты – как пережить потерю близкого человека. Она посвящена памяти казанца Рената Султанова и снималась при участии и поддержке жителей Казани и Выборга. Сейчас идет монтаж и подготовка к выходу картины в прокат. Мы поговорили с режиссером о миссии некоммерческого кино, особенностях его съемки и эффекте от такого киноисследования на примере ее фильмов «Дима» и «София».

– Светлана, «София» – не первый твой некоммерческий фильм, народное кино. Это сложный в плане организации процесс, почему ты во второй раз решилась пойти в эту историю?

– Я долго искала подходящий эпитет кино, которое создаю (народное, некоммерческое, социальное), и остановилась на понятии «независимое». Во всех смыслах: и в плане финансирования, взаимодействия с государством, и в плане свободы от общепринятых правил индустрии, раскрученных продюсеров. Это свой путь, который каждый раз проходишь впервые. Мы завершили работу над новым фильмом «София». Процесс организации дико сложный, но настолько же и интересный. После первого фильма («Дима») я начала понимать режиссеров, которые снимают фильмы раз в 5-10 лет. Думала, что никогда больше таким же путем не пойду. Прошло время, все забылось, но и иллюзии волшебства, что все просто, тоже нет. Зато я ощущаю, что туман рассеивается и передо мной – моя дорога, она мне нравится.

– Почему ты выбрала тему человеческих потерь? В чем основной смысл картины?

– С самого раннего детства и во время учебы, когда смотрела фильмы, задавалась вопросом: зачем все так усложнять, можно же завершить кино счастливо. Полагала, что ну уж я-то, если возьмусь за съемки, сделаю именно так. Но вот уже второй фильм, и в обоих – о потерях, но они про жизнь. Основные смыслы картин: все трудности и испытания, которые выпадают, –
большие подарки. Согласна, непривычно это осознавать, благодарить жизнь за потерю, становиться счастливым после того, как потерял ребенка (речь прежде всего о фильме «Дима»), но жизнь продолжается.

На своем ютуб-канале мы выкладываем истории людей, испытавших утрату. Например, есть интервью параолимпийских ребят, оставшихся без ног. На вопрос о том, как они пережили трагедию, спортсмены отвечают: «Это в прошлом, сейчас у меня хорошая жизнь – семья, бизнес, я не переживаю, вы маму спросите, она, может, помнит». Смысл в том, что человек не воспринимает произошедшее как трагедию. Сложно понять, но это другое отношение к жизни.

– Как ты искала героев? Почему фильм посвящен казанцу и затронул людей Казани?

– Судьба сама ведет. С детства мечтала: вырасту и поступлю в МГУ, буду учиться на журналиста, пойду работать на Первый канал, выйду замуж, квартира, машина – вот оно, счастье. Так и вышло. В возрасте 21 года организовалось все, чего так хотела: муж, квартира, машина, МГУ, Первый канал. Но я помню, какой тогда чувствовала себя несчастной. Мечта исполнилась, а счастья нет. Пришлось все менять. Помню, в потерянном состоянии поехала в книжный магазин на Арбате, подошла к поисковым автоматам. Вбила в строку поиска что-то типа «как простить, как жить, как найти», и вышла книга, где я нашла историю Софии, по которой мы сейчас фильм снимаем. А дальше – его герои приходили сами, через знакомых, всего порядка 30 за два года.

Что касается Рената – человека, памяти которого посвящается «София», – здесь отдельная история. С Ренатом и его супругой Айгуль нас познакомил фильм «Дима» – я привезла его на показ в Казань на инклюзивный форум, а Айгуль встречала меня в аэропорту. По дороге мы легко разговорились, я рассказала ей о своей несбыточной мечте – показать «Диму» в онкологических больницах. И Айгуль буквально за 15 минут организовала показы в онкологическом центре ДРКБ и ряде мест в Казани и Чебоксарах.

Спустя пару месяцев я вновь приехала в Казань на показы фильма. В этот раз в аэропорту меня встретил Ренат – муж Айгуль. Следующие три дня мы вместе ездили на показы, Ренат отвечал за техническую часть: настраивал технику, на какие-то из показов привозил большой экран. За наше настроение тоже отвечал Ренат – много шутил.

Работа над «Софией» скрепила нашу дружбу. Верю в то, что с небес нам всегда даются ангелы-хранители, которые помогают, ребята стали ими для меня и для фильмов. Ренат поддерживал, вкладывался финансово, мы мечтали, как соберемся на съемки в Выборге, а когда проводили очередной кастинг актеров в Екатеринбурге, Ренат заболел и спустя две недели ушел из жизни. Для меня это стало сильным потрясением. А потом пришла мысль о том, что если посвятить картину его памяти, то на каждом показе он будет рядом. Благодаря Ренату и Айгуль удалось познакомиться со многими жителями Казани, бизнесменами, которые внесли огромный вклад в бюджет фильма. А Ренат и Айгуль теперь значатся сопродюсерами фильма, у обоих есть странички на «Кинопоиске».

– В чем основные сложности съемок такого рода фильмов?

– В том, что мы работаем вне индустрии, вне системы финансирования, вне устоявшихся правил. Кто-то закатывает глаза (особенно это почему-то свойственно сериальным актерам массовых сцен) и говорит: «Непрофессиональный подход». Но поверьте, этого достаточно, ведь наша задача не впечатлять и играть в кино, а создавать историю. Мы работали с огромным количеством людей. И те, кто приходил со своими шаблонными правилами, уезжали из Выборга на первом же ночном поезде. Но и настоящая дружба и братство в профессии тоже случались. Этим опытом я бесконечно дорожу!

– В главной роли в «Софии» снялась российская актриса Алиса Гребенщикова. Как удалось ее привлечь?

– Сложился стереотип, что известный актер не пойдет на съемки к молодому режиссеру в некоммерческое кино. Но почему бы не спросить? В данном случае выбирала Алису, потому что чувствовала: человек подходит на роль. Роль Софии очень сложная, необходим человеческий и профессиональный стержень, чтобы справиться.

– Кто, кроме вас, работал над созданием фильма?

– В российском кино главным человеком считается продюсер. А в индийском, например, – владелец кинотеатра. У нас в центре простой человек. С нами работала по меньшей мере треть людей Выборга, где мы вели съемки. Чего нам только не предоставляли: одежду, посуду, покрывала, таблетки. Например, мы познакомились с семьей, которая помогла получить разрешение для съемки на рынке Выборга, с доступом к исторической локации, предоставили загородный дом для съемки эпизода.

– Сколько стоит снять народное кино?

– Скажу так: оно стоит много веры, большой любви и преданности своему делу, честности, порядочности, вот его валюта. Финансовая часть важна, но вторична.

– В чем главная ценность проделанной работы?

– Иногда – в простом сообщении. Мне пишут о том, что потеряли кого-то, а после просмотра выпуска с историей на нашем ютуб-канале у них появилось желание умыться, жить, родилась надежда, что все еще будет хорошо.

– Способно ли народное кино что-то изменить в обществе? Что?

– Изменения уже происходят. Когда я начинала работать, получала порой жесткую критику в свой адрес. Но меня вдохновляли мои учителя – режиссеры, на которых я равняюсь. Хорошей поддержкой стали книги Джулии Кэмерон. Сейчас ко мне обращаются режиссеры с просьбой рассказать, как мы запустили крауд­фандинг (сбор средств в интернете на инициативы), как находили инвесторов, договаривались с локациями. Делюсь своим опытом.

– Есть ли сейчас необходимость в поддержке?

– В настоящее время фильм находится на постпродакшене, это отдельная огромная работа. Чтобы она состоялась и фильм вышел в прокат, нужен бюджет, он формируется на сайте фильма. Поскольку картина получается действительно народная, решили внести корректировки в финальную сцену и обратились к зрителям с предложением снять кадры для заключительного эпизода. Продолжительность должна быть от 30 секунд, кадр горизонтальный, обязательное условие – наличие в нем белой птицы (ее можно нарисовать, вырезать, поймать на улице), она – символ нашего фильма, как олицетворение свободы, перерождения, надежды на новую жизнь и мира. Подробности также есть на сайте фильма с одноименным названием.

– Спасибо за интересное интервью. Желаем удачи и творческого вдохновения!

Оксана БИРЮКОВА

Светлана ИБАТУЛЛИНА – независимый режиссер, родом из Екатеринбурга, выпускница МГУ (факультет ТВ) и ВГИК (режиссер игрового кино), волонтер. Ее дебютный художественный фильм «Дима» был снят в детском онкологическом центре им. Димы Рогачева, вышел в 2018 году, был показан на мировых кинофестивалях, в том числе в Голливуде, премьера в России прошла в «Сколково», онкоцентрах, храмах, тюрьмах. Удостоился специального приза на кинофестивале «Сталкер». В настоящее время завершила работу над фильмом «София».
На главную
Яндекс.Метрика