Альмавива, или Тщетная предосторожность

Таково было изначальное название оперы, самой известной версией которой стал «Севильский цирюльник», созданной Джоаккином Россини в 1816 году. В этом году на Шаляпинский фестиваль было представлено классическое прочтение произведения Россини. Комментарии к спектаклю нашему журналу дали исполнители ведущих партий оперы.  

Ярослав Абаимов, тенор, солист театра «Новая Опера», партия  графа Альмавивы: 

— Началось мое знакомство с ролью графа Альмавивы с очень символичного курьеза на экзамене по музыкальной литературе, где мне достался билет с разбором первого действия оперы Севильский цирюльник. В беседе по билету педагог сказал провидческую фразу: «А ведь вы тенор и, наверное, доведется когда-нибудь исполнять партию графа». И уже через несколько лет в театре «Новая опера» меня ввели в состав спектакля «Севильский цирюльник». 

Россини, как композитор предполагает хорошую техническую оснащенность певца, а если говорить о партии Альмавивы, то мне роль нравится тем, что певец должен петь красиво и в то же время постоянно перевоплощаться, работать над интонациями, петь разными голосами и все время оставаться графом. И всегда есть моменты для поиска новых граней, исполнительских красок. 

Это была первая моя партия такого большого объема, и могу сказать, что понимание специфики оперы пришло не сразу. Но когда настало время погрузиться в материал, когда на репетициях начался обмен речитативами между партнерами, я стал получать настоящее удовольствие. На сегодня партия Альмавивы — одна центральных в моем репертуаре, так как довелось ее спеть уже порядка в 50 спектаклях.     

Светлана Москаленко, сопрано, солистка Михайловского театра, партия Розины: 

— Первый раз эту роль я  исполнила в родном  Михайловском театре. Роль Розины мне близка, всегда можно что-то добавить, и образ складывается уже от спектакля к спектаклю. Независимо от постановки  образ лично твой. Конечно, очень много деталей в роли, эмоциональных взаимоотношений. Розина капризная, своенравная, своевольная, всегда знает, что ей надо и всегда добивается своего. О чем она и поет в первой арии. Я не так много пою Россини, но его музыка мне близка, ее очень удобно петь, она написана для легкого голоса, каким я и обладаю. Если находишь свою технику —  исполнять становится легко.  

Эту партию пели по-разному, но я стараюсь не создавать себе кумиров. У каждого певца свой тембр, совершенно индивидуальная манера исполнения. Поэтому, конечно, ищешь свой образ, делаешь собственные  акценты. А когда обрел свое понимание, слушать другого исполнителя с другими каденциями очень сложно.  

В Казани мы работали с Марко Боэми, очень интересным дирижером со  своим видением, своей интерпретацией, не мешающей возможности обсуждения. С ним всегда можно разговаривать, искать компромиссы. Впрочем, на фестивалях на репетиции времени практически нет, поэтому приезжают люди, знающие спектакль досконально. А у нас с Марко Боэми сложившиеся отношения еще с прошлого года.  

Эмиль Сакавов, баритон, Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая, партия Фигаро: 

— Наверное, каждый баритон мечтает спеть партию Фигаро, ставшую настоящей вершиной для баритона, и именно – лирического баритона.  Россини написал  партию для очень техничного голоса, и чтобы эту технику освоить, нужны годы занятий. В этом заключается ценность и особенность партии Фигаро, являющейся одной из самых сложных, ярких и запоминающихся. Ее я впервые исполнил в родном театре в Алмате и пою уже без малого десять лет. Участвовал в постановке известного режиссера Альфонцо Антониоцци, пел Фигаро на Международном оперном фестивале им. М. Д.Михайлова фестивале в Чебоксарах. Работа с разными режиссерами имеет свои особенности. Некоторые из них дают большую свободу артисту. Есть режиссеры, жестко требующие исполнения своего понимания. Таков итальянский режиссер Джузеппе Морасси, работавший над постановкой спектакля в Казани.    

Ценность казанской постановки в том, что она традиционна. Красивые костюмы, декорации. Эпоха, время — все передано максимально точно. А мне доводилось петь в постановках, перемещенных в нашу современность. Там и моторика другая, иные мимика, жесты. Если говорить о человеческом аспекте, то для меня  Фигаро — плут, весельчак, находчивый авантюрист. Он своего рода Остап Бендер.  

Музыка Россини для меня не самая любимая, но я ее очень уважаю и достаточно много пою. А если говорить о любимых композиторах, то, наверное,  вершина — Джузеппе Верди. Что касается русской музыки, то это, само собой, Чайковский. Я пою в «Евгении Онегине», «Пиковой Даме». 

И, конечно, очень увлекла работа с Марко Боэми. Очень интересный дирижер со своим пониманием музыки, обладающий большой харизмой, большой профессионал. Впрочем, весь коллектив, создававший спектакль, сделал свою работу очень хорошо.     

Наталья Эллер  
Фото Кирилл Канунников
 

На главную
Яндекс.Метрика