Жюри Театральной премии «Золотая Маска»: «Очень хочется озарения»

XXX Фестиваль «Золотая Маска» проходит в необычном формате. В
этом году не театры приезжают в Москву, чтобы показать спектакли, а
эксперты отправились по регионам. В Татарстане члены жюри работали с 29
по 31 марта. Они посмотрели спектакли «Приключения Рустема» в
Казанском Татарском государственном театре юного зрителя им. Г. Кариева,
«Авиатор» в Татарском государственном театре кукол «Экият», «Муть.
Мухаджиры» в Татарском государственном академическом театре им. Г.
Камала, «Дервиш» в Буинском государственном драматическом театре.
Напомним, премия возникла в 1993 году, а в августе прошлого года
Союз театральных деятелей расторг контракт с дирекцией АНО «Золотая
Маска» и приступил к созданию собственной дирекции, президентом
которой стал новый глава СТД Владимир Машков. Изменилось положение, и
в настоящее время фестиваль начинается с приема заявок от
государственных, муниципальных, частных театров России, которых должны
поддержать региональные отделения СТД и органы исполнительной власти
субъектов РФ в области культуры. Два экспертных совета изучают
постановки на видео и ездят по регионам, после чего определяется список
«100 лучших спектаклей сезона» и список номинантов на Премию «Золотая
Маска». Наконец, составляется афиша фестиваля и члены жюри — режиссеры,
актеры, дирижеры, критики, хореографы, театральные художники — едут в
регионы.

«Стало понятно, что меняются подходы в формировании экспертных
советов, — рассказал об изменениях в организации фестиваля ректор
Российского института театрального искусства (ГИТИС), секретарь СТД РФ
Григорий Заславский на пресс-конференции, прошедшей в Минкульте РТ. —
Если раньше экспертные советы были в основном из критиков — театральных,
музыкальных, балетных, то сейчас, как я понимаю, будут не только критики.
Будут еще и те, кто делает театр». Прежняя система, по его словам,
приводила к тому, что «одни и те же люди номинировались и получали
«Маски» из года в год, а некоторые великие актеры проживали свою жизнь и
умирали, ни разу даже не будучи номинированы». В пример он привел Олега
Табакова.

«Мы будем с вами все вместе думать о том, как эту премию сделать
действительно всеобщей театральной радостью, — отметила еще один член
жюри Ольга Галахова, преподаватель кафедры истории театра России
ГИТИСа. — Чтобы мы радовались победам — и своим, и других, чтобы мы
верили этим результатам, чтобы все-таки большинство разделяло выбор».
В новом для себя амплуа выступил актер театра и кино, кинорежиссер,
заслуженный артист РФ Андрей Мерзликин, который получил, по его
собственному признанию, удивительный опыт очутиться по ту сторону
сцены, став членом жюри. «Оказывается, театр – величайший вид искусства.
Боже мой, как же здорово найти время, сидеть и смотреть», — признался он.
«Самое главное, на что надеются и жюри, и эксперты, и зрители – это,
конечно, художественный поиск, — сказала в завершении пресс-конференции
Марина Райкина, театральный критик, редактор отдела литературы и
искусства газеты «Московский Комсомолец». — Вот я прихожу на спектакль и
хочу озарения – то, чего не ждешь, то, что тебя сшибает, и ты понимаешь:
произошло что-то новое. Очень хочется, отсматривая программу XXX
фестиваля «Золотая Маска», испытать это».
Отметим, что уже стартовала заявочная кампания на участие в
«Золотой Маске» 2025 года. Рассматриваются работы, представленные
публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года: спектакли
драматических театров, театров оперы, оперетты/мюзикла, балета, театров
кукол и «Эксперимент» (поиск новых выразительных средств современного
театра).
Марина ГОРШКОВА

фото Виталий Янчишин

На главную
Яндекс.Метрика