Гульнора Гатина: «Моя жизнь — в музыке»

Гульнора ГАТИНА, победительница многих международных конкурсов вокалистов, солистка Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, создала много удивительных и проникновенных сценических образов: Сююмбике (из одноименной оперы Р. Ахияровой), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло), рабыня Лиу («Турандот» Дж. Пуччини) и многие другие. Она считает, что, если бы люди учились понимать классическую музыку с детства, наше общество было бы другим.

– Гульнора, когда Вы впервые осознали свое призвание?

– С раннего детства я – поющий ребенок. В семье все женщины пели, и моим первым музыкальным педагогом стала моя мама. В Симферополе, куда мы переехали из Узбекистана, поступила в музыкальную школу, и вопрос о том, чем буду заниматься в жизни, решился окончательно.

В возрасте 19 лет я приехала в Казань, мечтала поступить в консерваторию и начать музыкальную карьеру. Уже на первом курсе улыбнулась удача: меня единственную с курса взяла в свой класс Зиля Даяновна Сунгатуллина, народная артистка Российской Федерации, замечательный педагог, прекрасный мастер своего дела. А по окончании консерватории снова повезло: сразу пригласили в наш оперный театр, об этом многие выпускники и мечтать не могут. Начинала с небольших ролей, но театр имени Мусы Джалиля полюбила и сразу поняла, что моя жизнь будет связана с оперной сценой.

– Как растет мастерство в Вашей профессии?

– Поначалу очень помогала работа в итальянских оперных лабораториях, куда я стала выезжать на мастер-классы и где изучала новые партии, чтобы затем спеть их на родной сцене в Казани. Здесь важен не только результат, но и сам процесс взаимодействия с режиссерами, оркестром – это удивительный творческий союз, где каждая нота становится вокалисту опорой и при создании образа, и во время выступления. Кстати, я не теряю связи с этой прекрасной музыкальной страной, регулярно учу партии в полюбившейся мне оперной лаборатории Orvieto, репетирую, гастролирую. Италия – колыбель оперного искусства и эталон исполнительского мастерства для многих артистов.

– В Европе много конкурсов, на которых молодые вокалисты могут показать себя и получить путевку в жизнь. Вы участвовали в таких творческих соревнованиях?

– Да. Особенно запомнился мой первый международный конкурс молодых оперных певцов AsLiCo, который проводится в городе Комо (Италия), – один из самых авторитетных. В свое время в нем участвовала, например, Анна Нетребко. Председателем комиссии, слушавшей меня, был Доминик Мейер, в то время руководитель Венской оперы, сейчас он директор «Ла Скала». Выиграв в конкурсе, я получила полугодовой контракт на турне почти по всем оперным театрам Италии.

– Опера – сложный вид искусства, далеко не все понимают его. Как на родине, в Италии, развивают музыкальный вкус?

– В итальянских школах, как и в наших, есть уроки музыки, но там школьники учат оперные партии, а местные театры иногда ставят спектакли специально для детей, которые на таком представлении не просто статисты-слушатели, они исполняют партию хора всем залом. Для России такое отношение к опере, конечно, фантастика, но, если бы мы приучали наших детей к данному искусству с младшего школьного возраста, думаю, это было бы полезно во всех смыслах: культурном, эмоциональном и интеллектуальном.

«Турандот»

– Как принимается решение, что Вы будете петь, какую роль играть? Партия должна подходить по голосу, а что еще важно?

– Уверена, что не только голос, но и внешность артиста имеет большое значение. Она должна соответствовать сценическому образу, несмотря на условность жанра. Тоска должна быть красивой женщиной, с которой пишут картины, а Баттерфляй – юной девушкой. Выбор же роли происходит так. Когда объявляется о планах постановки спектакля, каждый из артистов видит свою возможную партию. На этом этапе необходимо очень точно оценить свои возможности. Например, когда мне предложили спеть Тоску, я отказалась, понимая, что мне еще рано. Далее каждый из претендентов может подготовить партию, их прослушивают, после чего принимается решение, кто будет петь. Где готовиться и как, решает сам артист.

– А какие условия подготовки партии необходимы именно Вам?

– Мне нужны тишина, природа, чтобы погрузиться в образ, спокойно поразмышлять о нем. Если артист не пропустит через себя переживания своего героя, ему будет сложно передать его характер, эмоциональное состояние, а это необходимо, чтобы зритель тебе поверил. Мне нравится проживать свои образы, только так я получаю удовольствие от действия на сцене и только так можно достучаться до сердца зрителя. Человек приходит в театр для того, чтобы наполниться музыкой, и для тонко чувствующего слушателя каждый спектакль – это новые ощущения, восприятия, мысли и чувства. В этом и состоит волшебство искусства.

– Что думаете о татарской музыке?

– Я выросла на музыке Жиганова, Яхина, Сайдашева и других татарских композиторов. Могу сказать, что татарские мелодии отличаются душевностью и красотой. В прошлом году в Казань, несмотря на пандемию, приезжал французский международный телеканал Mezzo. Они записали национальные оперы «Сююмбике» и «Джалиль», а также два балета. Благодаря Mezzo наша музыка прозвучит на весь мир, она этого достойна.

«Мадам Баттерфляй»

– Татарские композиторы пишут в особенном стиле?

– Они смогли соединить свои знания и понимание классической музыки с татарской пентатоникой. Когда мне довелось учить партию Сююмбике, а репетировали мы в Голландии, то видела, какое большое впечатление наше исполнение произвело на случайных слушателей. Люди подходили и спрашивали, что это за музыка, можно ли будет ее услышать в их стране. Уверена, наши мелодии должен услышать весь мир и оценить их красоту.

– А как создавался образ нежной и сильной Сююмбике? Что Вас вдохновляло?

– Для меня «Сююмбике» имеет особое значение. Если подробно разбирать постановку, то увидим, что сценическое оформление связано с образом одноименной башни в Казани, хотя, конечно, многие знают, что башня исторически не имеет к правительнице никакого отношения. Но для меня неразрывная связь очевидна: теперь башня Сююмбике – место рождения оперы, где проходит целая жизнь, история прекрасной царицы.

– У Вас есть мечта?

– Конечно. Очень хочу спеть «Травиату», мне интересен образ Виолетты, вся ее жизнь, и было бы волнительно прожить эту жизнь на сцене своего родного театра.

– Спасибо Вам за интересную беседу. Желаем творческих успехов, вдохновения и воплощения мечты.

Беседовала Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика