ПРАЗДНИК КИНО ВОПРЕКИ ПАНДЕМИИ

Пандемия не помешала в этом году провести Казанский кинофестиваль мусульманского кино в традиционном формате, с творческими встречами, мастер-классами, пресс-конференциями, залами, полными зрителей.

Как же мы все соскучились по нашему любимому кинофоруму, который в 2020 году по известным причинам проходил только в онлайн-формате. Ведь за 17 лет этот праздник кино успел стать визитной карточкой Казани и одним из главных творческих мероприятий. И хотя уже давно нет у него названия «Золотой минбар» и повторно не приезжает Катрин Денев, от этого фестиваль не становится хуже. Он по-прежнему подкупает своей душевностью и искренностью.

Фильмы, представленные здесь, вызвали большой интерес татарстанцев и гостей нашей республики, ведь почти в каждой из картин – экзотика той или иной страны, показанная через трагедию конкретного человека. В афганской картине «Прошлой ночью собаки не спали» режиссер смог передать всю драматичность существования при талибах. В болгарской картине режиссера Ивайло Христова ярко и эмоционально представлена судьба женщины, восставшей против своего окружения ради спасения мигранта из Африки. В азербайджанском фильме Даниэла Гулиева «Бастард» над подростком издеваются одноклассники из-за того, что он внебрачный ребенок. А в израильской ленте «Отец Омара» режиссера Роя Криспела показана история еврейки, которая рискует своей репутацией в обществе ради того, чтобы помочь палестинцу, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. То есть каждая картина заставляет задуматься, что-то переосмыслить, поменять в своем мировоззрении. Не случайно после показов у зрителей всегда находились вопросы для создателей фильмов.

Во внеконкурсной программе был представлен тизер картины «Мы – дети 41-го года» Амира Галиаскарова. Фильм снимается по мотивам повести известного писателя Мухаммета Магдеева, а большая часть актеров – студенты и выпускники Казанского театрального училища. «Эксперимент состоит в том, что мы снимаем фильм в черно-белом формате, – говорит Амир Галиаскаров, – постараемся передать стилистику советского кино и в музыке, и в актерской игре, и в реквизите».

А бесспорный аншлаг на нынешнем кинофоруме вызвал показ картины татарстанского режиссера Ильдара Ягафарова по сценарию Мансура Гилязова «Исэнмесез». Именно этот фильм, посвященный семейным ценностям, выиграл на фестивале приз зрительских симпатий и награду от Президента Татарстана «За гуманизм в киноискусстве». Впрочем, Ильдару Ягафарову не привыкать к наградам, к примеру, его лента «Байгал» получила специальный приз Большого жюри XXVII Открытого фестиваля «Киношок» в Анапе.

В номинации «Особое событие» показали картину «Алые маки Иссык-Куля» знаменитого режиссера из Кыргызстана Болотбека Шамшиева, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР. Его уже нет в живых, но снятые им фильмы живут и любимы зрителем. Гостья Казанского фестиваля Чинара Камчибекова, член Союза кинематографистов Кыргызской Республики, отметила, что в этом году кыргызское кино отмечает свое 80-летие, 50 лет отмечает картина «Алые маки Иссык-Куля» и 80 лет исполнилось бы Болотбеку Шамшиеву.

Не меньший интерес на фестивале вызвали и творческие встречи с российскими актрисами Татьяной Абрамовой и Евгенией Розановой, турецким актером Али Бураком Джейланом, азербайджанским актером Видади Гасановым. Али Бурак Джейлан покорил сердца девушек – любительниц турецких сериалов. Актера буквально атаковали вопросами о конкуренции в турецком кинематографе, о кастингах, о Стамбуле, о турецких курортах. А Видади Гасанов приятно поразил татарстанцев своим вокалом, душевным исполнением замечательных песен под гитару. Кстати, он уже приезжал в Казань на театральный фестиваль «Науруз».

Татьяна Абрамова тоже исполнила несколько песен во время встречи со зрителями и призналась, что дома у нее нет телевизора по принципиальным соображениям. А Евгения Розанова раскрыла многие секреты съемочного процесса сериалов «Универ» и «Нити судьбы». Она отметила, что знает Казань, поскольку побывала здесь раньше в рамках тревел-шоу RUSSPASS, посвященного путешествиям по России. Евгения благодаря этому шоу исследовала крыши Санкт-Петербурга, попробовала самый большой в мире сырник, побывала в карельских лесах и на­училась делать эчпочмаки.

Программный директор и председатель отборочной комиссии Гульнара Абикеева акцентировала внимание на том, что фестиваль сохраняет свой международный размах – пришло 600 заявок со всего мира, было из чего выбирать. Это значит, что кинофорум пользуется устойчивым авторитетом на Евразийском континенте.

Ашраф Абу Аль-Язид, египетский писатель, поэт, журналист, фотограф, президент Ассоциации журналистов Азии и член жюри кинофорума в этом году, ежегодно приезжает специально на это мероприятие. Он убежден, что у Казанского кинофестиваля большое будущее, потому что у него есть своя изюминка, которая привлекает, интригует, заинтересовывает. Как сказал еще в начале становления фестиваля известный кинодраматург Одельша Агишев: «В этих фильмах кричат от боли, отчаяния, от трагических, неразрешимых ситуаций. В мусульманском кино совсем нет задачи развлекать. И, самое главное, оно находится в становлении, поиске своеобразных форм, кинематографических приемов». Это действительно так, а значит, впереди еще много всего нового, прорывного, креативного в мусульманском кино, которое мы обязательно увидим в Казани в будущем.

На главную
Яндекс.Метрика