Исламский банкинг будет доступен не только мусульманам

1 сентября в России стартовал эксперимент по внедрению партнерского финансирования, в котором, кроме нашей республики, принимают участие Башкортостан, Дагестан и Чечня. При этом Федеральный закон от 04.08.2023 №417-ФЗ, во исполнение которого начат эксперимент, позволяет менять условия по ходу игры – увеличить число участвующих в нем пилотных регионов, а также продлить сроки его проведения, на которые он изначально заряжен.

В Татарстане работа в сфере исламского банкинга ведется уже более полутора десятков лет. За это время накоплен определенный опыт успешной реализации отдельных проектов, которые основаны на соблюдении религиозных правил шариата. Так, меморандум о взаимодействии с Исламским банком развития подписан еще в 2008 году. В республике были выпущены облигации сукук, что с разницей в три года, в 2011 и 2014 годах, позволило привлечь зарубежное финансирование на сумму 600 млн долларов. Кроме того, Ак Барс Банк в 2011 году закрыл сделку исламской ипотеки с привлечением 60 млн долларов, а в 2013-м – еще 100 миллионов.

В настоящий момент в республике можно получить потребительское и бизнес-финансирование, жилищное финансирование на условиях рассрочки, лизинг в соответствии с требованиями шариата и вложение средств через инвестиционные договоры и паевые фонды. Два банка Татарстана предлагают дебетовую карту, соответствующую принципам партнерских финансов. Однако все это капля в море по сравнению с тем, что могут теперь позволить себе участники эксперимента, главным требованием для которых является регистрация на территории одного из пилотных регионов. А вот для их клиентов никаких ограничений по месту нахождения не существует. При этом партнерские финансовые продукты будут доступны всем гражданам, независимо от религиозных убеждений.

Провести через Госдуму РФ Федеральный закон от 04.08.2023 №417-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах РФ…» оказалось непросто. Об этом на брифинге в Доме Правительства РТ 29 августа рассказали депутаты Государственной Думы РФ от Татарстана Максим Топилин и Айрат Фаррахов. Тогда же они высказали слова огромной благодарности в адрес председателя думского комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, включившего в законопроект предложения от нашей республики.

В частности, в 417-ФЗ предусмотрен ряд моментов, касающихся устранения правовых барьеров и выравнивания условий для партнерских финансов по сравнению с традиционными. Ранее кредитным учреждениям запрещалось проводить торговые операции, которые лежат в основе продуктов исламского банкинга. Поэтому, чтобы соблюсти букву закона, приходилось искать сложные решения, что в свою очередь увеличивало стоимость продуктов и сроки их вывода на рынок. В результате клиенты отказывались от них по причине их неконкурентоспособности. В принятом законе этот момент учтен. Теперь банки смогут предложить продукты, полностью отвечающие требованиям исламского банкинга.

Другой важный вопрос, который ставили участники рынка, – это меры государственной поддержки. Так, при использовании инструментов партнерского финансирования материнским капиталом можно было воспользоваться только после достижения ребенком трехлетнего возраста. А выплаты в рамках ипотечного кредита заемщику, у которого родился третий или последующий ребенок, клиенты исламских финансовых организаций получить и вовсе не могли. Эта проблема в принятом законе также устранена.

А вот решить куда менее принципиальный для банковского сообщества вопрос Анатолию Аксакову не удалось. Его попытка включить в число пилотных регионов родную Чувашию, которую он представляет в Госдуме РФ, успехом не увенчалась. Маленький штрих, но вполне достаточный для того, чтобы понять, что у закона об исламском банкинге были не только сторонники.

Пожалуй, логику противников распространения в России партнерского финансирования можно объяснить только классовой ненавистью. Ведь шариат запрещает получение установленного процента или вознаграждения за предоставление займа, а это как раз и есть modus vivendi (образ жизни) традиционных кредитных учреждений – продавать деньги за большие деньги. Иначе зачем отказываться от возможности использовать дополнительный инструмент, который позволяет получать прибыль, и немалую, вследствие чего рынок исламских финансов в мире растет как на дрожжах. Так, в 2009–2013 годах темпы роста составили 17,6%. В 2019 году его объем достиг 2,2 трлн долларов, расширившись за год на 7%. А суммарный объем активов исламского финансирования к 2025 году прогнозируется экспертами уже на уровне более 5 трлн долларов.

Однако вернемся к закону, ключевые слова в названии которого – «осуществление деятельности по партнерскому финансированию». Что это означает? 417-ФЗ предусматривает пять вариантов действий:

«1) привлечение денежных средств и (или) иного имущества физических и юридических лиц в форме займа, путем размещения облигаций, приема имущества в доверительное управление и (или) приема вклада (пая) в уставный (складочный, паевой) капитал участника эксперимента;

2) предоставление денежных средств в форме займа физическим и юридическим лицам;

3) финансирование физических и юридических лиц путем купли-продажи товаров (в том числе недвижимого имущества) на условиях рассрочки (отсрочки) оплаты товаров с взиманием вознаграждения за предоставление рассрочки (отсрочки) оплаты товаров;

4) финансирование физических и юридических лиц путем предоставления имущества по договору финансовой аренды (лизинга), внесения вклада (пая) в уставный (складочный, паевой) капитал юридических лиц, осуществления совместной деятельности по договору простого товарищества, инвестиционного товарищества;

5) выдачу поручительств за третьих лиц».

При этом на новоиспеченных исламских финансистов накладывается всего два ограничения.

«1. Участники эксперимента при совершении сделок (операций) при осуществлении деятельности по партнерскому финансированию не вправе устанавливать вознаграждение, выраженное в виде процентной ставки. При этом допускается установление вознаграждения в виде переменной величины, значение которой изменяется в зависимости от результатов совершения указанных сделок (операций).

2. Участники эксперимента при осуществлении деятельности по партнерскому финансированию не вправе финансировать деятельность, связанную с производством табачной и алкогольной продукции, оружия, боеприпасов, торговлей такими товарами, а также с игорным бизнесом».

Про свиноводство в законе не сказано ничего, очевидно, его авторы считают запрет на его финансирование само собой разумеющимся.

Одной из целей эксперимента заявлено «определение эффективности специального регулирования для оказания финансовых услуг на… территории проведения эксперимента и оценка целесообразности имплементации специального регулирования в законодательство Российской Федерации». Проще говоря, требуется оценить эффективность установленных 417-ФЗ правил игры и целесообразность включения в законодательство РФ существующих международных требований к участникам рынка исламских финансов. Вторая цель – подготовка предложений о внесении изменений в законодательство РФ в части создания необходимых условий для осуществления деятельности по парт­нерскому финансированию.

Регулирующим и надзорным органом по проведению эксперимента определен ЦБ России. Центробанк сформировал всю необходимую нормативную базу. ЦБ ведет реестр участников рынка, получает от них необходимую информацию о деятельности, а также бухгалтерскую отчетность, осуществляет контроль и надзор за соблюдением участниками эксперимента требований 417-ФЗ. В целях научно-методического, аналитического и экспертного обеспечения проведения эксперимента при Правительстве Российской Федерации создается экспертный совет, положение о котором и его состав утверждаются Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Конечно же, не мог не высказать своего отношения к проведению эксперимента муфтий Татарстана, доктор шариатских наук Камиль хазрат Самигуллин: «Духовное управление мусульман РТ начало активно двигаться в направлении исламских финансов уже давно. Мы можем даже заверить, что Татарстан умеет работать с исламскими деньгами. В нашем портфолио – совместные продукты с такими финансовыми организациями, как Финансовый дом «Амаль», Ак Барс Банк, Ак Барс Капитал, Мир Бизнес банк, «Иджара Лизинг» и «НурФинанс», – сообщил он во время брифинга в Кабмине 29 августа. – Но понятно, что, как только закон вступит в силу, на рынке появятся еще больше организаций с предложениями о халяльных банковских продуктах. Позиция ДУМ РТ такова, что о халяльности финансового продукта можно говорить, только если он подготовлен и одобрен компетентными специалистами исламского права и экономики, и при условии дальнейшего шариатского контроля за его реализацией. Важно, чтобы за соответствие стандартам халяль в данной сфере несли ответственность надежные религиозные организации. У нас таким сертифицирующим и контролирующим органом является Совет улемов, в который входят доктора исламских наук, знатоки исламского имущественного права (фикх аль-муамалят), сертифицированные специалисты AAOIFI – Ассоциации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений».

Как отметил муфтий Татарстана, AAOIFI – это международный аудитор, законодатель правил работы финансовых организаций в исламской сфере, который осуществляет свою деятельность в Бахрейне. В 2019 году на полях KazanSummit между Российским исламским институтом (РИИ) в Казани и организацией AAOIFI было подписано соглашение о создании единственного в России экзаменационного центра AAOIFI. Соглашение дает возможность готовить экспертов в области исламских финансов с сертификацией AAOIFI на базе РИИ. На сегодняшний день в России всего 10 специалистов с сертификатом AAOIFI, причем восемь из них – татарстанцы, пять из которых работают в системе ДУМ РТ.

Камиль хазрат Самигуллин заверил, что в Татарстане на сегодняшний день муфтияту удается покрывать базовые финансовые потребности мусульман. Например, предлагаются халяльные ценные бумаги, ипотека, дебетовая карта, рассрочка по стандартам мурабаха и иджара на покупку автомобиля и бытовой техники. Разработано мобильное приложение Sahih Invest для скрининга акций российских компаний на предмет их соответствия нормам шариата. «Главный успех этих продуктов заключается в том, что они созданы как результат совместной работы банкиров и богословов, – подчеркнул муфтий. – В исламских финансах важна не только добропорядочность банкира, но и ответственность шариатских экспертов. Поэтому после одобрения продукта со стороны ДУМ РТ в организации направляется постоянный шариатский контролер, который осуществляет внешний аудит реализации продукта. Таким образом, муфтият разделяет ответственность банка перед мусульманским сообществом».

Руководство крупнейшего банка страны – Сбербанка пока что не проявило интереса к теме партнерского финансирования. Отвечая на вопрос журналистов, почему в списке банков, предоставляющих халяльные финансовые продукты, нет Сбербанка, Камиль хазрат Самигуллин сообщил: «По Сберу, к сожалению, вопросы снять не удалось, хотя и на KazanForum-2023 мы собирались предметно пообщаться. Беседа не состоялась. Но мы открыты к разговору…»

Совершенно очевидно, что эксперимент не будет проходить гладко. Не случайно председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, выступая в сентябре прошлого года на Международном банковском форуме в Казани, отметил, что было несколько попыток внести законодательную инициативу, однако каждый раз она тормозилась либо Центральным банком, либо другими государственными ведомствами. И все-таки закон принят, потому что, как говорится, жизнь заставила. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, спрос населения на исламский банкинг есть, но его развитие также будет способствовать «привлечению зарубежных инвестиций из стран – членов Организации исламского сотрудничества, что особенно актуально в условиях усиливающегося санкционного давления». Иначе говоря, если западные кредиты стали для нас недоступны, следует привлекать зарубежное финансирование на Востоке, используя в том числе давние и тесные связи Татарстана со странами, живущими по законам шариата. О том же накануне старта эксперимента на брифинге в Кабмине РТ сказал и министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов: «Главной задачей проекта является выравнивание условий для партнерского и традиционного финансирования. Ожидается, что это повысит доступность и поможет развитию партнерского финансирования, а также привлечет инвестиции из исламских стран».

Вадим СЕРГЕЕВ

На главную
Яндекс.Метрика